Сокращение времени оформления, равномерная нагрузка на сотрудников: эксперимент Минской региональной таможни могут распространить на всю страну

Таможня новых скоростей

Нет предела совершенству — особенно при проведении таможенных процедур, которые обеспечивают нам скорейший доступ ко всевозможным товарам и повышают транзитную привлекательность страны. За последние годы Минская региональная таможня, где оформляется около 70 процентов ввезенных товаров, провела множество экспериментов, которые позволили выпускать подавляющее большинство импорта за время, не превышающее два часа, — без личного присутствия владельцев груза с кипами бумаг в руках, изматывающих очередей, заездов на склады временного хранения. Но на достигнутом таможенники не остановились — и накануне профессионального праздника рассказали «Р» о дальнейших планах по совершенствованию работы.

Равномерное распределение документов позволит больше времени уделить их контролю.
Фото Александра КУШНЕРА

Принцип «свободного окна»

Таможня нынешняя и таможня, к примеру, даже семилетней давности, — совершенно разные. Декларации подаются в электронном виде, товар может находиться в одном месте, а с помощью системы удаленного выпуска оформляться в другом. Кажется, ускорить процесс еще больше невозможно?


— Когда таможенные декларации подавались в бумажном виде, во избежание путаницы для субъектов хозяйствования существовала привязка по территориальности. Сейчас, с развитием цифровых технологий и распространением электронных деклараций, смысла в этом нет, — считает Андрей Садовский, заместитель начальника Минской региональной таможни. — С учетом того, что региональная таможня оформляет более 70 процентов всех ввозимых товаров по республике, настало время, когда надо равномерно распределить декларации между сотрудниками. Это упростит работу, ускорит сроки выпуска. Ведь иногда в часы пиковых нагрузок декларация просто не успевает попасть к инспектору определенного ПТО за те два часа, которые отведены для выпуска.

Площадкой для пилотного проекта, который проводится под патронажем Государственного таможенного комитета, избрана Минская региональная таможня. Создан региональный центр электронного декларирования, определены пункты таможенного оформления из числа наиболее и наименее загруженных. Электронная декларация, отправленная субъектом хозяйствования, попадает в этот центр, где программа с помощью определенных формул и алгоритмов определяет наименее загруженное ПТО и автоматически направляет туда документы. Если совсем просто — это примерно как «свободное окно» в банке.

Нечто похожее было реализовано при удаленном выпуске товаров. Однако там решение, куда направить декларации, принимали люди.

— Для бизнеса этот эксперимент абсолютно никакой дополнительной нагрузки не несет, — заверяет Андрей Анатольевич. — А вот должностным лицам равномерное распределение документов позволяет больше времени уделить их контролю, увидеть неточности в заполнении, некие «узкие» места, предотвратить ошибки. Поскольку документы попадают в работу быстрее, увеличивается общая скорость их обработки, а время выпуска сокращается. Кроме того, эксперимент призван минимизировать внутренние риски, которыми чревата обработка деклараций одного субъекта хозяйствования одним сотрудником. Свежий взгляд скорее заметит некие недочеты. Мы стремимся к тому, чтобы процедура выпуска и оформления была максимально прозрачна, корректна, быстра, проходила при минимуме контактов с иными лицами.

Фильтр для дубликатов

О конкретных результатах пилотного проекта говорить еще рано, он реализуется только с 1 сентября. Тем не менее некоторые предварительные итоги уже очевидны. Так, до проведения эксперимента степень загруженности разных ПТО могла существенно отличаться: на одном человек обрабатывал за смену до 70 деклараций, на другом — 15. Сейчас же нагрузка практически сравнялась — составляет около 25 деклараций на человека за смену.

Площадкой для пилотного проекта стали ПТО Минской региональной таможни.
SB.BY

Первые же дни позволили сформировать предложения по корректировке информационных систем, алгоритма распределения.

— Каждый субъект хозяйствования может в режиме онлайн видеть, что происходит с его документами: ждут ли они своей очереди, проходят обработку или выпуск товаров завершен. Были случаи, когда владельцы товара принимались дублировать декларации до тех пор, пока те не попадали в привычный для них пункт таможенного оформления. Получается, одну и ту же декларацию одновременно рассматривали на разных ПТО. Потом лишние приходилось аннулировать, отзывать. Значит, система должна тщательнее фильтровать документы, определять, идет речь об одной и той же партии товара или о разных, — объясняет Андрей Садовский.

При удачной реализации пилотный проект, который касается только импортных деклараций, еще до нового года объединит многие пункты таможенного оформления по всей стране. Будет создан Общереспубликанский центр электронного декларирования, который позволит выпускать товар без помещения под процедуру таможенного транзита. Если не возникнет необходимости в дополнительных контрольных мероприятиях, досмотре и истребовании документов, возможно, груз сразу же отправится с границы по месту назначения. А значит, субъекты хозяйствования будут избавлены от некоторых финансовых и временных затрат.

Скорость выпуска товаров никоим образом не повлияет на бдительность таможенников.
Кстати, скорость выпуска товаров никоим образом не повлияет на бдительность таможенников. При появлении оснований для каких-то форм углубленного таможенного контроля, например, досмотра, их обязательно проведут в любом месте страны.

Колеса диктуют вагонные

Таможня повышает скорость операций и в отношении железнодорожных перевозок. В пунктах таможенного оформления «Молодечно» и «Колядичи» успешно провели испытания электронного обмена информацией со структурами Белорусской железной дороги.

— Железная дорога как перевозчик имеет ряд документов, касающихся перевозимых грузов, — договоры, накладные, поездная передаточная ведомость и прочее. Перевозчик обременен обязанностью по совершению таможенных операций в отношении каждой партии товара. А их в грузовом составе может быть огромное количество. Все документы на них тоже имеются в электронном виде. И если раньше на передаточной станции служащие товарной конторы готовили комплект документов, связанных с перевозками, и несли их на ПТО, то сейчас, при интеграции информационных систем таможенных органов и железной дороги, необходимость в этом отпала. Сведения интегрируются в системе и тут же передаются на таможню, — вкратце пояснил суть испытаний Андрей Садовский. — Этот эксперимент тоже нацелен на сокращение сроков выпуска. Благодаря ему вагоны будут меньше простаивать, а значит, железная дорога успеет оказать больше услуг и заработать больше денег. Чем быстрее выпуск, тем больше товаропоток, шире выбор товаров, выше уровень нашей жизни.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter