Сколько тратит государство на лечение хронических пациентов

Таблетка спешит на помощь

Болезни сердца, инсульт, рак, бронхиальная астма, диабет. Хронические заболевания — основная причина смерти в мире: по статистике ВОЗ, они вызывают 60 процентов всех случаев. Проще говоря, из 56,4 миллиона человек, умерших в прошлом году, больше половины пострадали от так называемой невидимой эпидемии. Справедливости ради стоит сказать, что в развитых странах и государствах со средним уровнем дохода ситуация выглядит более благополучной — доступ хронических больных к лекарствам позволяет продлевать жизнь и повышать ее качество. А как ситуация выглядит у нас? Корреспондент «Р» решила подсчитать, сколько бюджетных средств уходит на самого массового пациента — хронических больных.

В этом году на медпомощь населению, в том числе приобретение лекарств и изделий медназначения, планируется выделить из госбюджета более 500 миллионов рублей.
Коллаж Юлии Костиковой

• Частный опыт

Начать изучать тему лучше с самого низа. В уютном врачебном кабинете мы встречаемся с участковым терапевтомзаведующей третьим терапевтическим отделением 32-й городской клинической поликлиники Минска Светланой Мухой. Врач рассказала, как обстоит ситуация с хроническими больными на вверенном ей участке: за много лет работы она большинство из них стала узнавать не только в лицо, но и помнит, как их зовут по имени-отчеству.

Всего на 15-м терапевтическом участке поликлиники числятся 1725 человек (54,7 процента из них — трудоспособные). Из этого числа 1140 состоят на диспансерном учете с хроническими заболеваниями. Разбираемся, какие диагнозы в «лидерах».

— На первом месте — болезни  системы кровообращения — на учете стоят 70,1 процента от всех хроников. Это люди после инфарктов, гипертоники, больные с ишемической болезнью сердца и всевозможными нарушениями сердечного ритма. Как правило, это пациенты в возрасте, однако вы и без меня знаете: инфаркты и инсульты в последнее время помолодели, особенно среди мужчин. На моем участке даже есть мужчины тридцати лет, пережившие инфаркт. А объясняется такое положение вещей скрытым течением заболевания, поздним обращением молодых гипертоников за медицинской помощью, — обрисовывает ситуацию Светлана Муха. — На втором месте — 13 процентов — хронические пациенты с заболеваниями желудочно-кишечного тракта: гастритами, язвами, колитами — то есть всевозможными болезнями желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы. Третье место в этом антирейтинге занимают онкологические диагнозы. На моем участке 50 человек (это 6,4 процента) больны раком. По моим наблюдениям, очень распространенными стали рак молочной железы и онкология предстательной железы. А все опять же из-за того, что люди поздно идут проверяться. Оставшиеся 11,5 процента хроников имеют самые разные диагнозы — заболевания дыхательной системы, эндокринной и многие другие.

При выписке лекарственных средств врач руководствуется постановлением Минздрава № 65, а также наличием группы инвалидности у пациента. Постановлением утвержден список основных лекарственных средств, которые отпускаются больным, в том числе не имеющим группы инвалидности, на льготной основе и бесплатно. Так, безвозмездно люди получают лекарства от сахарного диабета, туберкулеза, бронхиальной астмы, разных форм гепатита С, ВИЧ-инфекции, злокачественных новообразований, эпилепсии, рассеянного склероза, болезни Крона, цирроза печени, язвенного колита, псориаза, почечной недостаточности, ревматоидного артрита... Всего в перечне заболеваний 107 позиций.

— В списке есть все самое необходимое для лечения хронических болезней, — поясняет Светлана Анатольевна.

Большинство хроников имеют группу инвалидности. Им лекарственные средства отпускаются на льготных условиях: пациенты первой и второй группы платят 10 процентов от стоимости, инвалиды третьей группы — 50 процентов. На участке Светланы Анатольевны 162 пациента, или почти 9,4 процента от общего числа, имеют какую-либо группу инвалидности.

Прошу терапевта рассказать, какие лекарственные препараты получает среднестатистический кардиологический пациент, чтобы прикинуть среднюю сумму затрат на лекарства.

— Есть, к примеру, у меня пациентка семидесяти трех лет с ишемической болезнью сердца. Заболевание сопровождается стенокардией, фибрилляцией, кардиосклерозом, нарушением сердечного ритма. Осложняется ситуация недостаточностью системы кровообращения первой степени. Сейчас мы оформляем женщину на группу инвалидности, до этого ей приходилось покупать лекарства по полному тарифу, — объясняет положение вещей участковый терапевт. — В списке лекарств для пациентки — пять наименований, но, поверьте, это еще неплохо. Перечень необходимых для поддержания нормального уровня жизнедеятельности препаратов может доходить до двадцати пунктов.

Итак, посмотрим, что принимает 73-летняя пациентка. Во-первых, ривароксабан — антикоагулянт, способствующий приостановлению образования тромбов. Средняя стоимость лекарства — около 100 рублей. Есть более дешевая альтернатива — аспикард ценой до 2 рублей, однако у этого лекарства гораздо больше побочных эффектов и подобрать его дозировку сложнее. Вторым в списке сердечницы указан аторвастатин за 16 рублей, который снижает уровень холестерина и не дает образовываться атеросклеротическим бляшкам. Дальше идет лизиноприл для снижения уровня артериального давления средней стоимостью 6,5 рубля. Следующий в аптечке — соталол, для уменьшения частоты сердечных сокращений, за 10 рублей. Заканчивается список метаболическим препаратом для улучшения кровоснабжения сердечной мышцы триметазидином за 8,5 рубля. Итого выходит около 140 рублей в месяц. Согласитесь, сумма немаленькая, особенно для нетрудоспособной гражданки. Но совсем скоро пациентка получит группу инвалидности и сможет оплачивать лишь часть чека.

Намного меньше средств приходится тратить на лекарства и Нине  Кулик, которая уже шестой год ухаживает за лежачим мужем Юрием Анатольевичем семидесяти семи лет. Первая группа инвалидности супруга позволяет платить по аптечному счету лишь 10 процентов от стоимости препаратов, а часть лекарств и вовсе предоставляется бесплатно.

— Двадцать пять лет назад мужу заменили коленный сустав, который долгое время служил ему верой и правдой. А шесть лет тому пришлось заменить сустав вторично, пошли осложнения на позвоночник, начала отниматься здоровая нога. Сами понимаете, возраст брал свое. С тех пор супруг уже ходить не может, — откровенна со мной Нина Ивановна. — Сейчас мы тратимся в основном на перевязочный материал, вату и фурацилин — мне его нужно полтора литра на неделю для обработки пролежней. Да и то это все идет по льготе, за что огромное спасибо государству. Всего в месяц на лекарства уходит около 80—100 рублей. Знаете, для пенсионеров и такая сумма ощутима. Но мне даже представить сложно, как бы мы отдавали за препараты в десять раз больше.

• Дышим ровно


Итак, для большей наглядности предлагаю пробежаться по самым волнующим население хроническим заболеваниям, а также ценам на лекарства от них.

Для начала возьмем туберкулез. Заболевание инфекционное, но несущее за собой уйму хронических последствий. Заразиться им может любой человек, вне зависимости от возраста, уровня образования, социального статуса... Минздрав приводит статистику: за последние десять лет от коварного заболевания и смерти от него спасли более 2800 граждан страны. Во сколько бы обошлись эти пациенты бюджету?

— Государство гарантирует социальную защищенность пациента, заболевшего туберкулезом. Это предоставление быстрой и бесплатной диагностики, вне зависимости от организации здравоохранения и уровня оказания медицинской помощи. После установления диагноза — бесплатное лечение, —
комментирует ситуацию заместитель директора по организационно-методической работе РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии Виктория Кралько. — Кроме того, на время болезни пациентам гарантированы социальное пособие в связи с нетрудоспособностью, определение степени утраты трудоспособности, группы инвалидности и предоставление денежных выплат.

Стоимость только лекарственных средств для лечения одного случая туберкулеза обходится бюджету в сумму от 40 до 40 000 рублей, в зависимости от модели лекарственной устойчивости возбудителя. Число заболевших туберкулезом специалисты предпочитают не оглашать. Только в 2017 году 297 человек впервые получили группу инвалидности по этому направлению. О масштабах государственных вливаний судите сами…

Вообще, в структуре хронических неинфекционных заболеваний респираторная патология занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Основной удельный вес здесь приходится на бронхиальную астму и хроническую обструктивную болезнь легких. По подсчетам ВОЗ, на долю хронических респираторных заболеваний в общем объеме госзатрат на здравоохранение приходится в среднем один процент. В 2012—2015 годах, к примеру, эта сумма составляла более 27 миллионов рублей.

По состоянию на первую половину прошлого года в стране насчитывалось более 68,6 тысячи пациентов с бронхиальной астмой и более 45,2 тысячи пациентов с хронической обструктивной болезнью легких.

— И бронхиальная астма, и хроническая обструктивная болезнь легких требуют постоянной базисной терапии, —
поясняет главный внештатный пульмонолог Минздрава, заведующая отделом пульмонологии и хирургических методов лечения болезней органов дыхания РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии Елена Давидовская. — Лечение бронхиальной астмы полностью финансируется государством. Стоимость только медикаментозного амбулаторного лечения в зависимости от степени тяжести заболевания составляет от 5 до 160 рублей на одного пациента в месяц. Пациенты с хронической обструктивной болезнью легких обеспечиваются лекарственными средствами на льготной основе при наличии группы инвалидности, а также при наличии полиса добровольного медицинского страхования. В зависимости от степени тяжести заболевания при его стабильном течении стоимость одного месяца медикаментозного лечения пациента составляет от 10 до 220 рублей.

• Помогут всем


Сахарный диабет — еще одно хроническое заболевание, с распространенностью которого многие уже смирились. В начале прошлого года в стране на диспансерном учете состояло более 319,7 тысячи пациентов, причем 93 процента из них — с диабетом второго типа. В разных странах мира на лечение пациентов с сахарным диабетом затрачивается до 12 процентов общего бюджета здравоохранения.

— У нас пациенты с сахарным диабетом бесплатно обеспечиваются инсулином и таблетированными глюкозоснижающими лекарственными средствами, входящими в перечень основных лекарственных средств. Также частично государство обеспечивает пациентов средствами введения инсулина и самоконтроля уровня глюкозы в крови — тест-полосками, глюкометрами, —
знакомит с нормативами главный внештатный эндокринолог Минздрава, доцент кафедры эндокринологии БелМАПО Виктор Валуевич.

Остро стоит в стране ситуация и с заболеваниями мочевыделительной системы, в особенности — с хронической почечной недостаточностью. Ежегодно получают лечение гемодиализом более 3 тысяч таких пациентов.

— Благодаря своевременной диагностике и при соблюдении всех рекомендаций врача с этим диагнозом можно жить в обычном темпе, —
уверяет заведующий нефрологическим отделением Минской областной клинической больницы Сергей Прилуцкий. — Хроническая почечная недостаточность чаще развивается вследствие длительного воспалительного процесса в органах мочевыводящей системы, а также проблем с сердцем или сосудами, сахарного диабета или других системных заболеваний.

Стоимость одной процедуры гемодиализа — около 120 рублей, а пациенты приходят на нее трижды в неделю. В год таких сеансов выходит около 150 на человека. Таким образом, один пациент с хронической почечной недостаточностью обходится государству в 18 тысяч рублей за год. Стоит учесть, что лечение посредством гемодиализа также получают пациенты с острой формой почечной недостаточности — их в стране около 1,5 тысячи.

— Более 20,8 тысячи человек с диагнозом ВИЧ-ифекция числятся в стране, в силу совершенно разных причин только чуть больше 15 тысяч из них находятся на лечении, —
комментирует ситуацию по не менее страшному диагнозу главный специалист Минздрава по оказанию медицинской помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией, заместитель главного врача по амбулаторно-поликлиническому разделу работы Городской клинической инфекционной больницы Олег Скрипко. — Лечение пациенты получают пожизненно, а год лечения на одного больного стоит от 193 до 7500 рублей в зависимости от схемы.

Разумеется, не теряют злободневности сегодня и онкологические диагнозы. По данным Минздрава, в стране выявляют около 47 тысяч заболевших в год. К сожалению, количество больных со злокачественными новообразованиями только увеличивается, так как растет средняя продолжительность жизни населения, а онкология — проблема пожилого возраста. Один курс химиотерапии стоит больше 500 белорусских рублей. Разумеется, лечение подбирается в зависимости от стадии заболевания и индивидуальных особенностей организма.

Что ж, мы пробежались только по основным направлениям нашего здравоохранения и на пальцах посчитали государственные затраты на лечение лишь одной группы пациентов — хроников. А представьте, если сюда добавить расходы на стационарных пациентов, всевозможные врачебные манипуляции, содержание  карет  скорой помощи… Согласитесь, сумма набежит еще более внушительная.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter