Как живет агрогородок, окруженный радиоактивной зоной?

Светло Светиловичей

Этому уголку нашей земли история уготовила странную судьбу. Городок развивался в живописном Посожье (курортные места): универмаг, ДК, школа, даже строили детский санаторий. Но коррективы внесла чернобыльская авария. Как живут сейчас Светиловичи? Почему не все уехали с загрязненной территории (хотя государство дало такую возможность)? И почему многие сегодня возвращаются сюда? Правила жизни на земле, где радиационный фон выше 15 кюри, изучил наш корреспондент.

Библиотекарь Ольга Гатальская и директор Центра культуры и досуга Наталья Домосканова.

Дорога в этот агрогородок из Гомеля пролегает через зону отселения и отчуждения. Вокруг только таблички с названиями выселенных деревень. Раньше этот путь был перекрыт. Теперь ехать можно, но в лес — ни ногой. Штраф. Радиационный фон тут очень высокий. Меня встречает живописная река Беседь, ее невысокие берега, укутанные первой зеленью, достойны кисти живописца.

Сердце Светиловичей — Центр культуры и досуга. Здесь занимаются 600 человек — от детсадовцев до пенсионеров. 15 кружков и коллективов. Танцуют, поют, даже иконы крестиком вышивают. Большинство работников — коренные жители. Семья Домоскановых в центре каждый день. Наталья — директор (приехала жить к мужу), Сергей — аккомпаниатор (родился и вырос в Светиловичах). Он и рассказывает о местных нравах:

— Конечно, после аварии население сократилось вдвое. Тогда многие уезжали. Государство давало бесплатно квартиры по всей Беларуси: Гомель, Минск, Барановичи. Но постепенно часть людей вернулась. Дети подросли, квартиры им оставили, а сами приехали в родительские дома. Их в Светиловичах не сносили. Так что пенсионеров у нас больше, чем молодежи, но это общеевропейская тенденция для сельской местности.

— А как с радиацией уживаетесь?

— Главное правило: с огорода ешь, а в лес не ходи. Но многие все равно отправляются за грибами. Хотя это — дело опасное. Говорят даже рецепт, чтобы снизить радиационный фон в дарах леса: один килограмм соли на 5 килограммов лисичек. Но я их не пробую.

Инструктор ЛФК Светиловичской участковой больницы  Ольга Хацкевич.

Прямо напротив культурного центра — огромный магазин, второй этаж на ремонте. Раньше, рассказали местные, здесь был универмаг. До России, а тогда РСФСР, — рукой подать. Цены белорусские были ниже, вот сюда и тянулись караваны соседей-покупателей. Прямо за бывшим универмагом семья сажает картофель «под коня». Просто классика сельской жизни.

— Пру, Рыжик, — останавливает жеребца хозяин Анатолий Королев. — Зачем снимаешь, фотограф, для газеты или истории?

С юмором, как и с трудолюбием здесь все в порядке. Я интересуюсь:

— А вы проверяли на уровень радиации ваш урожай?

— Да, каждый год приезжают специалисты из института. Можно принести проверить овощи и фрукты. Обследуют также и людей. Наши выращенные на 12 сотках плоды почти всегда показывают норму. Я думаю, это из-за того, что мы эту почву обрабатываем и удобряем, изменяем поверхностный слой. То же самое происходит и с полями, на которых работает хозяйство. Они же сдают молоко и мясо, проходят все допуски. Чем мы отличаемся?

Весенние полевые работы в самом разгаре.

На другой стороне Беседи —березовая роща. Здесь местные собирают сок. Говорят, даже приезжих японцев угощали, что заглядывают к нам изучать опыт восстановления пострадавших территорий. За белыми стволами видны корпуса Светиловичской участковой больницы. В 1980-х здесь строили детский санаторий, но потом курортный объект приобрел более нужный статус. На диспансерном учете теперь свыше 3000 человек. Три основных направления: терапия, сестринский уход и реабилитация. Заведующий больницей Алексей Водопоенко рассказывает:

— Раньше я 15 лет контролировал всю лечебную сеть Ветковского района, поэтому прекрасно изучил статистику заболеваний. Интересно, что район — один из наиболее пострадавших от аварии на

ЧАЭС, но сказать, что, к примеру, количество онкопациентов больше, чем в других районах страны, я не могу. Это говорит об эффективности стратегии, применяемой на этих территориях.

Светиловичский сельсовет из-за заражений земель цезием в последние три десятилетия сократился на 50 тысяч гектаров. Навсегда исчезли с карты 30 деревень. К сожалению, в мелких населенных пунктах ситуацию уже не исправить, рассказывает управляющий делами местного сельсовета Светлана Киреева:

— У нас на территории сельсовета осталось 9 населенных пунктов. В некоторых живет по несколько пенсионеров. Конечно, основная жизнь сосредоточена в Светиловичах. Несмотря на то что мы фактически окружены чернобыльской зоной, агрогородок развивается. Сейчас строится 4 дома для многодетных семей. С начала года у нас родились 12 малышей. Активизировался частный бизнес: пару лет назад открылся хороший магазин, сейчас две пилорамы. Конечно, сложно здесь удерживать молодежь. Но места для работы есть: хозяйство, ДК, лесничество, школа, детсад, почта, пожарный пост, магазины, больница, подстанция. Мы не унываем. В последнее время у нас недвижимость стали приобретать гомельчане. Места красивые, цены на домики от 3 до 5 тысяч долларов. Радиация перестала отпугивать.

Агрогородок Светиловичи.  Сроительство дома для многодетной семьи.

Уже на выезде из городка я увидел мотоблок с прицепом. Ехала семья — папа, мама и маленькая дочь. Они улыбались и о чем-то радостно говорили. Светиловичи — от слова «светлое».

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЧАЛОСЬ С ЦЕРКВИ

Деревня Железники Светиловичского сельсовета, практически исчезнувшая после аварии на ЧАЭС, получила второе рождение благодаря неравнодушным и успешным землякам, а ныне москвичам — семье Караткевич. Теперь они помогают той земле, которая дала им жизнь. Поначалу многие скептически относились к идее возрождения местной церкви и самой деревни. Но меценаты делом доказали такую возможность и сейчас уже принялись за строительство гостиничного комплекса усадебного типа. Создается парковая зона, в планах — строительство летнего кафе, домика охотника. Кстати, восстановленный ими храм Святителя Николая Чудотворца в деревне Железники — место, куда приезжают паломники из Беларуси, России и Украины. Здесь хранятся частицы мощей различных святых, приобретенные семьей Караткевич. Например, великомученика и целителя Пантелеймона.



ДОСЬЕ «НГ»

Первые документальные сведения о Светиловичах датируются 1565 годом, когда великий князь Сигизмунд Август подарил пустое сельцо Светиловичи, в котором «люди того сельца сего лета все в поветрие вымерли», боярину чечерскому Илье Ивановичу. В 1625 году его внуки Тимофей, Федор и Иван Шелюто получили от короля и великого князя Сигизмунда Вазы подтвердительную грамоту (привилей) на Светиловичи. К концу XVIII века в Светиловичах жили следующие шляхетские семьи: Веревкины-Шелюто, Дробышевские, Леванды, Малиновские, Чаплицы, Шкляревичи, Шеляки, Езерские. В XIX веке земли Светиловичей были разделены между многочисленными представителями рода Веревкиных-Шелюто, а после отмены крепостного права большая часть земли перешла к крестьянам.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter