Исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося кинематографиста Сергея Бондарчука

Судьба легенды

Сергей Бондарчук прожил счастливую жизнь в искусстве

Сегодня к 100-летию выдающегося советского актера, режиссера и сценариста, народного артиста СССР Сергея Бондарчука телеканал «Беларусь 3» покажет документальный фильм из цикла «Последний день», посвященный мастеру. Также зрители увидят его режиссерский дебют — военную драму «Судьба человека», снятую Бондарчуком по одноименному рассказу лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова. Главную роль в ней исполнил сам Бондарчук. Он очень убедительно вжился в образ Андрея Соколова, пережившего все ужасы Великой Отечественной войны, но не утратившего способности к милосердию и сочувствию.


Юбилейные телепосвящения Сергею Бондарчуку продолжатся до 27 сентября и на телеканале «Культура». Зрителям предложены программа из цикла «Легенды мирового кино», художественный фильм Сергея Юткевича «Отелло», телевизионная рубрика «XX век» с документальной лентой 1982 года «Сергей Бондарчук», авторская передача режиссера Сергея Соловьева «Те, с которыми я…». В воскресенье канал покажет и последнюю режиссерскую работу мастера, вышедшую при его жизни, — историческую драму по одноименной трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1986). В ней Бондарчук снова выступил и как актер — в роли Годунова. Сыграли в этой картине и другие представители его семьи (на тот момент он был в третьем, самом долгом браке): Ирина Скобцева (хозяйка корчмы), Федор Бондарчук (царевич Федор Годунов), Алена Бондарчук (царевна Ксения).

Позволим себе несколько благоговейных штрихов к юбилейному портрету Сергея Федоровича.

…Его коллега Сергей Соловьев убежден, что знаменитый режиссер родился не просто в рубашке, а в собольей шубе — настолько успешным был путь Бондарчука в кинематографе. И действительно — о таком признании и размахе любой кинематографист мог только мечтать. Крестьянский мальчик с Херсонщины, выпускник вгиковской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой достиг немалых высот на киношном поприще, был обласкан «сильными мира сего», долгие годы входил в мировую элиту кинематографа. Уже в одной из первых своих работ — в фильме «Тарас Шевченко» — игра Бондарчука настолько понравилась Иосифу Сталину, что он присвоил 31-летнему исполнителю звание народного артиста СССР, минуя предыдущую необходимую ступень в регалиях. Депутат, лауреат, профессор — это все будет про него.

Грандиозные постановки, прямая телефонная связь с Кремлем, премия «Оскар» за «Войну и мир». А еще — клиническая смерть на съемках этой грандиозной киноэпопеи, непомерная зависть коллег, травля после исторического (кто-то из режиссеров окрестил его «истерическим») V съезда Союза кинематографистов СССР в 1986 году. Читаем в Википедии: «В ходе съезда Сергей Бондарчук наряду с другими символами советского кинематографа времен застоя — С. И. Ростоцким и Л. А. Кулиджановым — был забаллотирован на выборах секретариата и покинул руководство Союза кинематографистов СССР. С того момента Бондарчук начал терять авторитет и влияние, испытывая постоянные нападки за официозный подход и кумовство. По этому сценарию впоследствии произошли перемены и в других творческих союзах СССР. В 1986—1988 годах первым секретарем правления СК СССР был Элем Климов». Как же это все похоже на творческую месть, не правда ли? «Кинематографический генерал», — с презрением бросали ему в лицо те, кто еще вчера перед ним лебезил. Тогда Бондарчука и других советских киномэтров — Юрия Озерова, Станислава Ростоцкого, Льва Кулиджанова, Евгения Матвеева — исключили из управления Союзом кинематографистов. Обвинили в застойных традициях, устаревших методах работы. Говорят, во время заседания в Кремле Сергею Федоровичу вызывали скорую помощь — стало плохо с сердцем. В тот вечер, закрывшись дома в своем кабинете, Бондарчук в отчаянии записал в дневнике: «Я не видел, как выросли мои дети, я не сумел похоронить свою матушку, я всю жизнь работал, работал во имя этой иллюзии кинематографа. Может, я жил неправильно?..» Поистине он пережил настоящее свержение с олимпа.
Можно сказать, что Сергею Федоровичу удалось стать легендой при жизни, и время, несмотря на все исторические перипетии, все же не властно над художественной мощью и духовной красотой его ролей и картин
В 1982 году, когда снималась документальная лента о режиссере, которую показывает сегодня телеканал «Культура», еще все было хорошо. Бондарчуку 62 года. Он всемирно признанный режиссер оскароносного фильма «Война и мир», сняты «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Степь». Ему, одному из немногих советских режиссеров и актеров, позволено снимать и сниматься за границей. В его картинах участвуют иностранные актеры с мировыми именами Род Стайгер и Франко Неро. Он — депутат Верховного Совета РСФСР, профессор ВГИКа. Продолжает работать над фильмом-трилогией «Красные колокола», мечтает снять «Бориса Годунова»…

Почти каждая картина Бондарчука в кино удостаивалась самого широкого признания, но его последнюю режиссерскую работу «Тихий Дон» (экранизировать роман Михаила Шолохова он мечтал еще с 1960-х годов) постигла трагическая судьба. Госкино отказало в финансировании «Тихого Дона», деньги нашел итальянский продюсер Энцо Рисполи. Однако когда материал был почти готов (отснято 160 тысяч метров пленки), он объявил о своем банкротстве. Фильм за долги арестовал банк, и вскоре после этого Сергей Бондарчук умер. В 2005 году права на отснятый сериал были выкуплены у итальянской стороны Первым каналом при содействии МИД России, Федерального агентства по культуре и кинематографии и «Мосфильма». Завершить дело отца поручили сыну Федору, известному сегодня актеру, режиссеру, продюсеру. Был сделан монтаж по заметкам Сергея Федоровича, добавлены компьютерные спецэффекты. Снятый на английском языке фильм переозвучили русские актеры Марина Зудина, Максим Суханов, Сергей Гармаш. Закадровый авторский текст прочитал Никита Михалков, практически единственный, кто защищал Бондарчука на том самом V съезде Союза кинематографистов СССР в 1986 году. Кстати, в «Тихом Доне» Бондарчука яркие роли сыграли и наши известные актеры — Владимир Гостюхин и Александр Беспалый.

В конце жизни обид было много. Перестроечный запал зашкаливал, и «Борис Годунов» прошел уже почти незамеченным. Мастодонтам кино доставалось крепко…

Нельзя отдельно не вспомнить третью супругу Бондарчука — актрису и звезду Ирину Скобцеву, с которой он пережил многие житейские бури. Их роман начался на съемках картины Сергея Юткевича «Отелло». Сергей Федорович долго мучился, но все-таки решил уйти из семьи — от актрисы Инны Макаровой и дочери Наташи. С Ириной Скобцевой он прожил долгую и счастливую жизнь, у них было много совместных работ и главное — взаимопонимание и поддержка. 

Бондарчук с удовольствием снимался у коллег. Ему разрешалось сотрудничать и с зарубежными кинорежиссерами.

КСТАТИ

Образ Сергея Бондарчука как советского режиссера появился в ряде художественных картин последних лет: «Адмиралъ», «Оттепель», «Кураж».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter