Как супруги Жак и Ирина Виллем переехали из Бельгии в маленькую деревушку в Витебском районе

Субсидия до Лемницы довела

Чтобы поверить в себя и расправить крылья, иногда не хватает совсем чуть-чуть. Субсидии для безработных на открытие своего дела, конечно, малостью не назовешь. Но суммы и не астрономические. Для городских жителей — до 11 бюджетов прожиточного минимума, для сельчан — все 15. Согласитесь, хорошее начало. В Витебской области такой помощью от государства в 2019 году воспользовались 168 человек, в целом получив около 500 тысяч рублей.



Популярные направления для организации предпринимательской деятельности — сфера торговли и услуг, ремесленничество, агротуризм… В сельскую местность в прошлом году направлено 22 субсидии, приводит статистику Елена Торган, главный специалист управления занятости населения Комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома:

— Активнее всего проявили себя жители Лепельского, Глубокского и Витебского районов. А вот в Миорском и Браславском районах вовсе не воспользовались поддержкой рублем. И все же практика показывает, что субсидии — верное решение. Как и информационное содействие, знания, которые дают на специальных курсах от службы занятости. Составленный бизнес-план обещает, что первые шаги в своем деле не заведут в тупик.


Вместе с тем исключения бывают. Бизнес — всегда риск, и без предпринимательской, даже в чем-то творческой жилки не обойтись. Плюс обстоятельства, которые иногда сильнее. В 2019-м двое безработных на Витебщине получили субсидию, но бизнес не открыли. Бюджетные средства обернулись для них не стартовым капиталом, а источником кратковременного дохода. Так, житель Городокского района за счет субсидии в 2,5 тысячи рублей приобрел оборудование, собираясь выращивать овощи, но к работе так и не приступил. Еще один несостоявшийся предприниматель с Верхнедвинщины получил 2,7 тысячи рублей для организации грузовых перевозок. Деньги вложил в ремонт личного автомобиля. Полученное от государства придется вернуть. С процентами.



Удачных примеров все же больше. Например, в Глубокском районе в 2019-м взято сразу семь субсидий. Идеи разные — от кузнечного дела и открытия автомойки в райцентре до работы аниматором и выращивания саженцев голубики на продажу. В Витебском районе — четыре субсидии. Благодаря им кто-то станет шить на заказ, кто-то займется фотографией или начнет оказывать услуги такси. А колоритная, яркая чета Виллем из Лемницы раскроет потенциал в сфере агротуризма. Мы побывали в гостях у семьи с белорусско-бельгийскими корнями и узнали, почему субсидия — трамплин к мечте.


Господдержку на развитие предпринимательской деятельности Ирина Виллем получила прошлой весной. И уже буквально через несколько дней вместе с мужем Жаком они заказывали материалы для охотничьего гостевого домика. В апреле супруги зарегистрировали агроусадьбу, назвав ее в честь трехлетней внучки. Строительство гостевого дома — своего рода расширение. И его отложили бы на неопределенный срок, не замаячь на горизонте субсидия, не сомневается Ирина Ивановна:

— Пусть деньги и не самые большие (около 3 тысяч рублей), но это огромный стимул, толчок сделать то, чего давно хотел. Когда начального капитала вовсе нет, решиться на что-то новое — нелегкая задача. А так ясно, что государство готово подставить плечо, и это обнадеживает.


Жак и Ирина познакомились больше 20 лет назад в Витебске. Бельгиец гостил у знакомых и сразу заприметил улыбчивую красавицу белоруску. На будущий год пара справит серебряную свадьбу. В семье двое детей — старшая дочка Владислава и 19-летний Маттео. Кстати, сейчас он учится в Полоцке на лингвиста.

Как Виллем оказались на Витебщине, в деревушке, которая, чего греха таить, доживала свой век?

— Это — исток, родина моих предков, — откровенничает собеседница. — Прежде здесь насчитывалось больше ста дворов, теперь под 10, и то с дачниками. Семнадцать лет прошло, как на месте взятых когда-то моим папой 50 сотках мы стали строить дом. Новое родовое гнездо — с корнями, что уходят в историю. А пять лет назад перебрались в Задубровский сельсовет окончательно. И не жалеем. Лес через дорогу, речка, озеро, хрустальная тишина — все это плюсы. В Бельгии мы жили в Намюре, довольно крупном административном центре, и лично мне не хватало пространства, единения с природой. А тут — чистое удовольствие! Выйду во двор и не могу надышаться — до того воздух вкусный.



В Лемнице супруги ни дня не сидели сложа руки. У них крупное личное подсобное хозяйство: под 200 кур, гектар земли с парниками и большим садом. Кроме привычных груш, яблок и слив, там тянутся к солнцу теплолюбивые черешня, абрикос. Каждый год по весне заводят под пять поросят белорусской крупной белой породы. Свои мясо, яйца, овощи, ягоды и фрукты очень выручают. Хватает и на продажу. Например, одного только картофеля уродилось нынче под пять тонн. Из нашего второго хлеба хозяйка дома легко приготовит массу блюд.

О том, чтобы организовать для посетителей и отдых, и охоту размышляет глава семьи. Местный лес богат дичью, а Жак мечтает дополнительно развести фазанов, чтобы однажды предложить гостям добыть необычный желанный трофей. Сельчане планируют, что охотничий гостевой домик будет готов к лету. Даже конструкция у него оригинальная — с мезонином и панорамными окнами в пол. Красота и только!


Наши герои из Лемницы — яркий пример, что в глубинке можно жить интересно, с изюминкой. Конечно, если подойти к делу с выдумкой и душой. Именно так и сделали Виллем, уют которым создает, кстати, и целое звериное царство — 15 котов, счастливо спасенных и стерилизованных «подобранцев», и немногим меньше собак. По образованию лесник, агроном и ландшафтный дизайнер, Жак всегда находит к чему приложить руки. Камни из вспаханной земли украшают клумбы, а сам участок зелен от деревьев. Есть именная липовая аллея, высаженная к появлению внучки, и размашистый крепкий дуб — отсчет рождения сына Маттео.

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter