Будни и победы Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки

Стремление к гармонии

Затянувшаяся реконструкция Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки была болью не только руководства этой кузницы юных талантов, но и всего музыкального сообщества страны: центральное, самое серьезное в стране учреждение, воспитывающее будущих звезд академической сцены, много лет не может развернуть свою деятельность во всю ширь. Старое здание на площади Свободы, 7 нуждается в реконструкции, весь учебный процесс перенесен в более современную пристройку и протекает вполне успешно. Однако у юных талантов до сих пор нет, например, своего концертного зала или достаточного количества репетиционных классов, чтобы практиковаться в игре на инструментах в учебном заведении, а не дома, на радость соседям. Сейчас руководство гимназии-колледжа исполнено оптимизма: Президент взял проблему под особый контроль, поручив во время «Большого разговора» завершить реконструкцию в кратчайшие сроки.


Гимназию‑колледж мне доводилось посещать пару лет назад и с головой окунуться в ремонтно‑реконструкционные коллизии. Сейчас, проходя по коридорам, вскользь замечаю: неужели с тех пор ничего так и не изменилось? Молодой энергичный директор учебного заведения Семен Климанов заверяет, что с момента моего прошлого визита изменилось многое: 

— Процесс идет, но незримый, на уровне проектирования. Без него приступать к такой глобальной стройке нельзя. Нужно учесть и расположение, и специфичность здания — оно не типовое, не школьное, а строительные работы предполагается вести без отселения из учреждения. Конечно, возникает очень много вопросов на этапе проектирования, но мы уже на финишной прямой. Сегодня заказчик — управление капитального строительства Центрального района — информирует нас о том, что, несмотря на все сложности, в сентябре мы начнем освоение средств, выделенных в рамках государственной инвестиционной программы, и ремонт наконец‑то перейдет в активную фазу.

Ученица Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки Алеся Старухина недавно завоевала Гран-при на престижном международном конкурсе в Баку.
Человек неискушенный может и не понять, отчего лично Александр Лукашенко озаботился судьбой гимназии‑колледжа. Что такого ценного и особо важного для страны происходит в этих стенах? 

— В 1935 году школа мыслилась как отделение юных дарований при консерватории, — делает небольшой экскурс в историю Семен Климанов. — Задача стояла — собрать со всей республики наиболее талантливых детей и создать для них такие условия, при которых они будут направлять все силы на развитие и реализацию своих творческих способностей. И до сих пор мы придерживаемся именно этой идеи. 

Тогда, в самом начале пути, отделение юных дарований насчитывало не больше 30 учеников — пианистов, виолончелистов и скрипачей. Сегодня в Республиканской гимназии‑колледже 440 учащихся и 6 отделений, включая духовое, народное, хоровое и музыкально‑теоретическое. Одаренные дети со всей страны попадают сюда так же, как юные спортс-мены — в школы олимпийского резерва. Кого‑то находят еще в детском саду, других замечают на конкурсах, кто‑то готовится и сдает вступительные испытания по собственному почину, стремясь поступить на обучение к конкретному преподавателю. Иногородних селят в общежитие с трехразовым питанием. Бывает, что родители талантливого ребенка ради его будущей карьеры снимаются с родных мест и переезжают в Минск. 

— Мы ведем для себя статистику: наши стабильные показатели — это около 30 поощрений специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи в год и от 80 до 100 лауреатских званий на конкурсах, — приводит цифры директор гимназии‑колледжа. — С республиканских конкурсов воспитанники всегда возвращаются с лауреатскими званиями. Первостепенная задача — выдерживать международную конкуренцию с аналогичными учебными заведениями. О том, что мы с ней справляемся, свидетельствуют наши выпускники, которые представляют родину за рубежом.

Семен Климанов, как и многие известные белорусские музыканты, детство провел именно в этих стенах и гордится ими так, как гордятся семьей и домом. Пройдемся по классам: виолончелист и дирижер, заслуженный артист Беларуси Владимир Перлин воспитал не одно поколение звезд мировой музыки. Алексей Киселев, Григорий Анищенко, Владимир Синькевич, Кирилл Злотников, Иван Каризна — эти имена на слуху далеко за пределами страны. Блистает в Беларуси Михаил Радунский — сейчас главный ассистент своего учителя, воспитанная им педагогическая смена. Готовится к поступлению в Московскую консерваторию Тимур Рашков, принесший стране бронзу на юношеском конкурсе им. П.И.Чайковского, выступает в Париже его ровесник Ян Хмелевский.
 
Быть учеником Владимира Перлина – настоящий подарок судьбы: из его класса выходят музыканты с мировым именем.

— Вслушивайся — и тогда твой талант заработает! А иначе я буду дрессировщиком, и больше ничего, понимаешь? — обращается Владимир Павлович к 13‑летнему Арсению Алешко и затем поворачивается к нам:

— Парень с выдающимися способностями, но пока до конца еще не раскрылся. Будет легче, когда школа начнет функционировать нормально, появится больше возможностей и для детей, и для педагогов. 

Но и сейчас гимназия‑колледж может похвастаться множеством достижений. Например, только недавно вернулся с III Московского международного конкурса пианистов имени Владимира Крайнева третьекурсник Евгений Ивашко: недобрав всего два балла до Гран‑при, белорус увез с престижного соревнования целую россыпь спецпризов и наград, включая приз зрительских симпатий. Александр Поляков, заведующий отделением специального фортепиано, внес свою лепту в формирование Жени Ивашко: 

Восходящая звезда белорусской музыкальной сцены Евгений Ивашко – ученик известного педагога профессора Зои Кочарской.

— Мы понимали, что пройти 4 тура непросто, заявки подали больше 200 исполнителей из 30 стран мира. Когда Женя прошел в полуфинал и попал в восьмерку сильнейших в группе, я считал, что это уже грандиозное достижение. Но когда он вошел в тройку лучших... Притом что Евгений не имел какого‑то огромного опыта участия в конкурсах и сразу получил такой высокий результат. Но он человек неординарный, у которого есть энергетический запал, свое видение. На данный момент очень много исполнителей качественных — но куда меньше тех, кто может своей интерпретацией убедить и увлечь. 

С комплектом наград вернулись ученики гимназии‑колледжа с Международного конкурса молодых исполнителей классической музыки и фольклора World Harmony в Баку, который проводится при поддержке Международного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. Сразу скажем: Гран‑при присудили Беларуси, этой победой мы обязаны цимбалистке Алесе Старухиной. Первые места в своих возрастных категориях заняли кларнетист Мирослав Батальонок и скрипачка Полина Пратасовская, 3‑е место у юной пианистки Анастасии Сидорчук. 

Алесе Старухиной 15 лет, она из Могилева и живет в общежитии:

— Мама хотела, чтобы я играла на скрипке, но мне больше по душе цимбалы, я восхищена этим инструментом, в нем очень много красок! В общежитии без родителей, конечно, не то чтобы сложно, скорее, непросто в плане эмоциональном. Но — прорываемся. 

Мария Кучинская убеждена: самые талантливые дети должны учиться здесь.

Педагог Мария Кучинская год назад заметила девочку на Республиканском открытом конкурсе исполнителей на народных инструментах имени И.И.Жиновича: 

— Она заняла 1‑е место в своей возрастной категории, и я решила пригласить ее в свой класс. Алеся очень успешно учится, перспективы у нее серьезные. Классический сюжет: ты приехал на конкурс, тебя заметили. Именно так обычно и происходит. Лучшие дети должны учиться у нас. Колледж дает большие возможности, потому сюда и приглашают самых талантливых. Здесь все играют с симфоническим оркестром, есть возможность выступать в лучших залах страны. Если ты просто сидишь в классе и гениально играешь — это несерьезно. Нужно обязательно выходить на сцену, на конкурсы, и желательно международного масштаба, а при случае и мирового. 

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter