США: заря нового политического цикла

92-я премия «Оскар», поразившая неожиданным успехом южнокорейских «Паразитов», не обошлась без привычной для Голливуда политизации. В благодарственной речи получивший долгожданную статуэтку Брэд Питт не преминул «пнуть» Дональда Трампа, вспомнив про отказ контролируемого республиканцами Сената вызвать свидетелем в деле об импичменте Джона Болтона, бывшего советника по национальной безопасности. Традиционно голосующие за демократов представители киноиндустрии испытывают сейчас объяснимую фрустрацию: обвинения против Трампа рассыпались, и перед ним замаячила реальная перспектива занять Овальный кабинет во второй раз. Но, вопреки мнению спичрайтеров Брэда Питта, корень зла таится не в несговорчивом Сенате, а в том разладе, который накрыл саму Демократическую партию после ухода Обамы.

pixabay.com

В 2016 демократы искусственно протащили умеренную Хиллари Клинтон, чтобы сдержать крен влево, привносимый в политику партии Берни Сандерсом, имеющим репутацию социалиста. Как оказалось, клановость приелась американскому избирателю, и на тех выборах как Клинтоны, так и Буши получили на этот счет окончательный, недвусмысленный сигнал. Тем не менее, наличие таких лидеров придавало политическому процессу преемственность, предсказуемость и, главное, упорядоченность, которая уже полтора столетия лежала в основе всей двухпартийной системы в США. Нынешняя же президентская кампания напоминает ту же премию «Оскар», два года проводимую без ведущего, – она хаотична.

До начала первых праймериз в стане демократов безусловным фаворитом считался Джо Байден, бывший вице-президент в Администрации Обамы. Видимо, так полагал и Трамп, пытавшийся найти слабые места оппонента в деятельности его сына в Украине. Однако первые голосования показали, что Байден плетется где-то позади тройки лидеров, а его рейтинги падают уже во всех социальных группах опрошенных. Байден хотел идти на выборы просто с багажом популярности Обамы, но, на фоне скандала с импичментом, воспринятого массами все же как попытка нижней палаты Конгресса прикрыть незаконные делишки Байдена-младшего, этого мало. 

Теперь за статус единого кандидата с переменным успехом борются 78-летний Берни Сандерс, продвигающий социалистическую повестку, и 38-летний Питер Буттиджич – «Мэр Пит», чуть менее левый, но не менее яркий бывший офицер военно-морской разведки и мэр, открыто говорящий о своей гомосексуальности. Победа любого из них будет означать тектонические сдвиги в Демократической партии, которых она не знала как минимум полвека. Радикализация ее ядерного электората – либерально настроенных молодых жителей мегаполисов – зрела не один год, но готово ли к таким изменениям все американское общество, степень консерватизма которого мы иногда склонны недооценивать? 

Крупнейшие спонсоры демократов, поддержавшие в 2016 Клинтон и делавшие ставку на Байдена, расценивают такой поворот как катастрофу и, что еще важнее, неминуемое поражение на выборах. Они сгруппировались вокруг магната, обладателя 50 миллиардов долларов Майкла Блумберга, создающего, по сути, некую альтернативную партийную структуру и не жалеющего никаких средств. Его траты на кампанию уже превысили траты всех остальных кандидатов, вместе взятых. 

То, что мы видим сейчас, не просто внутрипартийная борьба, а, скорее всего, процесс партогенеза: если позиции спонсоров Демократической партии и ее рядовых членов продолжат расходиться такими темпами, партию ждет распад на две. Иными словами, на этих выборах начинает зарождаться американская политическая система 21-го века. Будем надеяться, что американо-белорусские отношения, которые давно пора освободить от предрассудков века 20-го, от таких перемен только выиграют.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter