Спустя 80 лет личные вещи красноармейца Трофима Макеева, погибшего подо Ржевом, вернулись на родину в Костюковичи

Торжественная передача личных вещей красноармейца прошла на границе Беларуси и России, на стыке Костюковичского и Суражского районов. Котелок, каску, кружку, солдатский медальон передали племяннице бойца Ларисе Романовой и ее дочери Кристине Черкасовой, которых удалось отыскать в Костюковичах. Предметы обихода поднял из земли поисковый отряд Брянского управления АО «Транснефть-Дружба» во время Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» в Тверской области. В одной из гильз чудом сохранилась записка с именем бойца. Значилась и деревня Низьки Костюковичского района. Это и стало отправной точкой в возвращении памяти о человеке.

В 1942 году подо Ржевом шли кровопролитные бои. Неслучайно в апреле 2021 года здесь состоялась экспедиция, во время которой было поднято – трудно представить! – около 400 бойцов.

– Наш отряд «Транснефть-Дружба» отыскал 40 солдат. Трофима Макеева мы подняли у села Полунино, где полегло немало наших ребят. Проводя раскопки, уже практически в конце вахты, наверное, волею судьбы, удалось отыскать останки 19 бойцов, а также четыре именных медальона. К сожалению, один из них был пустой, – вспоминает те дни руководитель поискового отряда «Транснефть-Дружба» Игорь Петров. – В трех обнаружили записки. Это для нас стало настоящей удачей.

Поисковики словно вырвали из времени, из эха войны имена. Игорь Маркович отмечает: поднимая останки, личные вещи, проникаешься атмосферой, окунаешься в те годы и понимаешь, как солдатам было тяжело.

– Макеев – 18-летний парень. Что он видел в этой жизни? – задается вопросом поисковик. – Практически ничего… Прожил короткую жизнь, но память о нем будет вечной.

Во время торжества, которое организовало руководство российского предприятия АО «Транснефть-Дружба» и «Запад-Транснефтепродукт» с белорусской стороны, собралось много гостей. Среди них представители Костюковичского и Суражского районов, родственники бойца, ученые, которым и удалось расшифровать записку, поисковики.

– Наш отряд – 7 человек – участвовал в Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» в Тверской области. В общей сложности удалось найти останки 400 бойцов, в том числе 40 – нашими поисковиками-трубопроводчиками, – отметил генеральный директор «Транснефть-Дружба» Роман Камозин. – Во время своих отпусков и выходных они едут на места боев, проводят раскопки. Благодаря им внуки и правнуки узнают, где погибли их родственники. И про этих солдат уже никто не скажет, что они пропали без вести. Скажут, что они сражались и погибли в боях за нашу Родину.

Вторит коллеге гендиректор «Запад-Транснефтепродукт» Владимир Леонов:

– Мы должны помнить наших героев, передавать Память подрастающему поколению. Чтобы она жила долгие годы. Поисковики возвращают память, за это им большое спасибо!

Нередко идентифицировать героя помогают принадлежащие ему именные вещи: ложки, котелки, ремни и прочее. Работу приходится проводить кропотливую: множество запросов, изучение огромного количества материалов. И конечно, каждая победа радует. Так было и с Трофимом Макеевым, вспоминает специалист лаборатории «Солдатский медальон» Олег Гусев из Москвы:

– Это были даже не медальоны, а просто гильзы, в которые солдаты вложили записки. Когда увидел их, было сложно понять, сможем ли что-то оттуда вытащить. Ведь окислы железа из гильзы пропитали всю бумагу, она была как камень. Две недели отмокала в химическом растворе, который и помог раскрутить, а затем расшифровать записки. Эти окислы и сохранили для нас чернила. Нам удалось прочитать три имени. Одно из них принадлежало белорусу.

Так совместная работа поисковиков-нефтепроводчиков помогла протянуть нить истории от Ржева в Костюковичи. Там и удалось отыскать родственницу солдата – племянницу Ларису Романову. Своего дядю она никогда не видела. Он погиб в 1943 году, она родилась в 1964-м. Но о нем знала:

– Отец рассказывал о семье. В ней было восемь детей, три брата – Василий, Трофим и Константин воевали. Мой отец вернулся домой, а братья нет. О дяде лишь рассказывал, что тот призвался Костюковичским райвоенкоматом в 1941 году. Числился пропавшим без вести с сентября 1943 года. С тех пор о нем никто не слышал.

Шли годы, старшее поколение ушло из жизни. О том, что разыскивают родственников Трофима Кузьмича, Лариса Романова услышала от знакомой. Та знала, что ее девичья фамилия Макеева.

– Она увидела объявление в районке и рассказала мне. Мы стали анализировать. В деревне Низьки, которая значилась в записке солдата, жил только один Кузьма – мой дед. Так и пришли к выводу, что Трофим – мой дядя, – еле сдерживает слезы Лариса Васильевна. – Это как привет из прошлого. Представьте, почти 80 лет ничего не знала о родственнике, думала, что никогда больше о нем не услышу. Нельзя передать словами, что я чувствую. Будто возле нашей семьи разворачивается сюжет из кино: смотришь фильм, а там такие истории. И вот это все наяву. Тревога, печаль. Радость за то, что родственника нашли, он не безымянный. И будет похоронен по-человечески.

На границе Беларуси и России и прошла, как символ единения двух народов, передача личных вещей Трофима Макеева. Теперь светлое имя вернулось к его родственникам, а сам он будет захоронен вместе с боевыми товарищами в братской могиле подо Ржевом.


bizyk@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter