Аграрии рассказали о точках роста, которые выйдут на первые позиции после эпидемии

Спрос, цена и забота о людях

Аграрная экономика в этот сложный период извлекает полезные уроки

Мировая экономика начинает постепенно оживать. Открываются границы, восстанавливают работу сферы услуг, туризма, общественного питания и другие. Беларусь как страна с открытой и экспортно ориентированной экономикой зримо ощущает все позитивные перемены.

О возможности скорого восстановления национальной экономики после падения, вызванного закрытием стран и мировых рынков в условиях пандемии, говорил и Глава государства на недавнем совещании по актуальным социально-экономическим и политическим вопросам.

Что в связи с этим предпринимают предприятия АПК, какие новые обстоятельства обязательно нужно учесть, где и в чем резервы дальнейшего роста и развития, выясняла «СГ».

Олег БУРАК, директор ОАО «Остромечево» Брестского района:

— Да, в мире коронавирус, но мы, крестьяне, как работали, так и будем работать, потому что спрос на еду будет всегда. Хотя есть проблема, которую необходимо преодолеть совместными усилиями. И это вовсе не эпидемия — погода. Нужно искать выходы и решения, чтобы не сбавлять темпы, потому что в последние годы зона рискованного земледелия проявляется во всей своей красе. К тому же есть всем известные экономические законы, которые никто не отменял. Один из них — снижение себестоимости. Но самая главная точка роста, на мой взгляд, — здоровье людей. Если будет кому работать на полях и на фермах, тогда и развитие будет. Потому что каждый человек приносит доход — и хозяйству, и государству. Вот о тех, кто создает экономику и блага, и нужно позаботиться. А в чем эта забота? В том, чтобы люди имели возможность зарабатывать деньги и кормить семьи. У нас это получается. Переработка работает в прежнем режиме — мощности загружены, продукция, часть которой уезжает в Россию, Израиль и Грузию, востребована. Скажу больше: мы не только не потеряли по товарообороту, но и стали больше перерабатывать молока. Просто нужно спокойно делать свое дело. Паника и излишняя суета неуместны.

Наталья ПЕТРУШЕНКО, первый заместитель председателя Логойского райисполкома:

— Как только в мире заговорили об эпидемии коронавируса, поняли, что нужно менять подходы в АПК: если упадет покупательная способность, конкурентной окажется продукция лишь с низкой себестоимостью. И вот что мы сделали. На примере убыточного ОАО «Нестановичи-Агро» реализовали пилотный проект. Для начала разложили по полочкам все затраты, чтобы выявить неэффективные звенья. Понимали: как только устраним брешь, появится стабильность. Начали с животноводства. Оптимизировали фермы, закрыв одну убыточную, избавились от коров, которых содержать нецелесо­образно. Вырученные деньги направили на покупку белка и концентратов для раздоя новотельных коров. Оказалось, это именно то, чего хозяйству так не хватало, чтобы шагнуть вперед. Потому что после проведенной работы пошло вверх производство молока: даже с учетом уменьшения поголовья темп роста реализации достиг 150 процентов. А еще наконец хозяйство заработало  собственные деньги. К слову, проект затронет и другие проблемные сельхозорганизации района.

Разложили на составляющие себестоимость молока и мяса в целом, поняли, что предстоит колоссальная работа с кормами: из-за несоблюдения технологии их производства, несбалансированности по питательным веществам несем большие потери. Этот путь преодолеть жизненно необходимо: рост наметится, когда между сельским хозяйством и бизнесом мы сможем поставить знак равенства.

Владимир АЗАРЕНКО, академик-секретарь Отделения аграрных наук НАН Беларуси:

— Первое, что должен сделать аграрный сектор, — оценить потребность рынков после коронавируса. Не исключено, придется пересмотреть структуру посевных площадей, увеличив их под определенными культурами. Необходимо проанализировать спрос на продукцию животноводства, в том числе в тех странах, которые испытывают наибольший недостаток продовольствия. Сейчас просматриваются все предпосылки, что изменятся не только рынки сбыта продукции, но и структура потребляемых товаров. В любом случае нынешняя эпидемия не пройдет для мира бесследно. И сельхозпроизводство претерпит изменения. Вопрос даже не в том, что упадет спрос на продовольствие, — люди покупали и будут покупать еду. А вот покупательная способность в ряде стран упадет. Это отразится на экспорте и валютной выручке. Для аграриев выход один: активнее снижать себестоимость и повышать выход продукции с единицы площади.

Дмитрий ИВАНОВ, первый заместитель генерального директора Рогачевского молочно-консервного комбината:

— Беларусь — экспортно ориентированная страна. И если кризис коснулся всех стран, то в той или иной степени он отразится и на нас. Сейчас возникают некоторые заминки на традиционных рынках — российском, казахском. Но паниковать не стоит, нужно набраться терпения. Почему? Посмотрите, что сейчас происходит в Китае. Как только страна вышла из эпидемии и стала оздоравливаться, выросли оптовые цены. Да, нужно время, терпение и запас прочности. Все это у нас есть. К тому же работа по снижению себестоимости продукции в последние годы у нас ведется ежедневно. Это обстоятельство и помогает оставаться конкурентоспособными. Тем более молочка в какой-то степени благодатная и благодарная отрасль. Да, есть своя специфика, но в отличие от того же автомобилестроения, если относиться к делу добросовестно, мы меньше подвержены кризисным рискам. Могут упасть цены, снизиться объемы, но движение будет всегда. Главное — работать каждый день и не жаловаться.

Укладчик-упаковщик готовой продукции ОАО «Рогачевский МКК» Павел Иванов.
Фото  БЕЛТА


Михаил ШРУБ, глава крестьянского хозяйства:

— Мы вплотную приблизились к моменту, когда впору говорить о том, что сельское хозяйство — это все-таки бизнес. Взять, к примеру, наше хозяйство. Мы экспортируем продукцию, в частности овощи, в Россию. Как только там ввели карантинные меры, продажи упали. Стали меньше покупать и в Беларуси... Сейчас, правда, ситуация оживляется: те товары, которые раньше зависали, начинают продаваться. Но скорого выхода из ситуации ожидать не стоит. Люди теперь другие, более осторожные, менее активные — реже выезжают на отдых, на дачу. Соответственно, меньше покупают. Отсюда и снижение спроса.

Нас спасает несколько обстоятельств. Во-первых, собственные хранилища. В свое время реализация проекта потребовала серьезных вложений. Но несмотря на затраты, мы довели начатое до конца. И не прогадали. Сегодня мы в более выигрышной ситуации, так как есть возможность растягивать сроки поставки сельхозпродукции без потери качества.

Во-вторых, развитая инфраструктура и контроль всего процесса «от поля к прилавку» — это азы аграрного бизнеса. В-третьих, мы не сидели и не ждали до последнего. По некоторым группам товаров пошли на снижение цены: благодаря низкой себестоимости у нас есть запас прочности, который и позволяет сейчас удержаться на плаву. Но понимали: этого мало, поэтому стали искать другие формы работы. Например, доставка готовых обедов и блюд на дом. Сказать, что это пользуется огромным спросом, нельзя: всякое новое дело начинается со скрипом. Но подвижки есть. Главное, мы сохранили коллектив нашего кафе и обеспечили зарплату.

На данном этапе важно усвоить: какой бы тяжелой ни была ситуация, она рано или поздно уйдет. Чтобы негативные последствия были минимальны, нужно работать. На мой взгляд, сейчас самая главная задача для агропромышленного комплекса — собрать урожай, вырастить сельхозпродукцию для следующего года. Еще один важный момент. Никто не знает, каким будет следующий сезон. Поэтому необходимо сконцентрироваться на получении продукции с более низкой себестоимостью — это наша конкурентоспособность и выживаемость. Последствия эпидемии будем преодолевать не один месяц, и нам понадобятся силы, чтобы не упасть в этот прогиб, потому что подниматься будет очень тяжело.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter