Пережившие тяжелую форму коронавирусной инфекции рассказали о реабилитации, поддержке близких и своем отношении к медикам

Спасли и сохранили

Вопреки известной детской песне каждый из героев нашего материала может похвастаться двумя днями рождения. Причем второй памятной датой они обзавелись не так давно и теперь будут отмечать ее в кругу самых близких — тех, кто в сложную минуту был рядом и помогал бороться. Коронавирус пришел в жизни этих людей неожиданно и перевернул все с ног на голову, заставив задуматься об истинных ценностях. Как сегодня себя чувствуют люди, не понаслышке знающие о тонкой грани между жизнью и смертью, и что хотят сказать спасшим их медикам?

«Врачи — это святые люди, надо их поддержать»

Впервые Михаила Бут-Гусаима я увидела в Минском НПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии в конце июня. Катетеры, гематомы, след от трахеотомической трубки — на нем не было живого места. Пока мы шли в палату, директор центра Олег Руммо назвал пациента счастливчиком, ведь после медикаментозной комы и 23 дней на ИВЛ не всем удается прийти в себя. 

Михаил Бут‑Гусаим и его жена Алла.
— Конечно, я помню нашу первую встречу: это было через пару дней после того, как меня перевели из реанимации в обычную палату, — голос Михаила звучит бодро — совсем иначе, нежели тогда, четыре месяца назад. — Все начиналось, казалось бы, с обычной простуды, я даже и подумать не мог, что заразился коронавирусом. Реанимация в Пинске, ИВЛ, долгая и невероятно сложная транспортировка в столицу, искусственная кома — обо всех своих приключениях знаю со слов жены, которая ни на секунду не сомневалась, что все будет хорошо. Детально помню один момент, как будто он был вчера, — впервые после комы открыл глаза, а медики мне говорят: «Михаил, просыпайтесь. Вы в больнице, все самое страшное позади». Жена у меня очень сильная, после случившегося я стал ценить свою Аллу гораздо больше. Но я бы никогда не увидел семью, если бы не чудо, которое сотворили врачи. 

После выписки из больницы Михаил отправился с женой в санаторий, чтобы укрепить здоровье.

— Первые дни не мог самостоятельно ходить, постоянно нужна была поддержка. Но физиопроцедуры, дыхательная гимнастика и свежий воздух помогли: к концу отдыха я стал нахаживать несколько тысяч шагов и без опоры подниматься по лестницам. О болезни все еще напоминают затрудненное дыхание и повышающаяся к вечеру температура. Но медики предупреждали, что для восстановления мне нужно полгода, надеюсь, скоро все будет еще лучше. Сейчас хожу в бассейн, делаю упражнения с легкими гантелями: силы постепенно возвращаются, жизнь налаживается. Да и на работе все нормально, я вернулся в привычный ритм руководителя — каждый день планерки, встречи…

Собеседник признается, что приятно удивлен вниманием к себе, — многие люди по сей день интересуются его здоровьем и просят поделиться советами, как себя защитить.

— После истории с коронавирусом у меня очень изменилась жизненная позиция: я стал больше внимания уделять тому, что говорю о людях, и научился перепроверять информацию. Пока лежал в больнице, в интернете раз пять написали, что я умер, представляете, какое потрясение из-за этих слухов пережила моя семья? А еще я стал более осознанно относиться к рекомендациям медиков, на это нацеливаю и своих подчиненных. Наши врачи — святые люди, они готовы помочь всем и знают, как справиться с вирусом. Но и мы должны их поддержать, выполняя элементарные правила безопасности. Я желаю каждому медику здоровья и стойкости духа — без вас мы не справимся, спасибо за все!

Поклон за подаренный шанс

Я хорошо помню заплаканные глаза Светланы Минкевич и ужас на лице ее мужа Александра, когда супруги рассказывали мне свою историю. Фразу «кошмарный сон», точно описывающую их жизнь в тот момент, пара произнесла, кажется, не один десяток раз. В это было невозможно поверить, но коронавирусом в их большой семье переболели 11 человек: беременная дочка, зять, сын, невестка и ее родители, внуки… Супруги Минкевич стали одними из первых в стране, кому перелили донорскую плазму излечившихся от CОVID‑19. По мнению Светланы, именно этот ценный компонент крови и усилия медиков спасли их жизни.

Супруги Светлана и Александр Минкевич.
фото Александра Кушнера.

— Можете меня поздравить, недавно я стала бабушкой еще двух внуков — Архипа и Ясмины, — начинает разговор с прекрасной новости Светлана. — А в феврале, как раз на свой день рождения, жду еще один сюрприз — малыша подарит любимая невестка.

Признается: даже спустя пять месяцев после выздоровления организм восстановился не до конца.

— До сих пор чувствую слабость, поэтому стараюсь не браться за тяжелую работу. Без одышки теперь не могу подняться даже на второй этаж, наверное, часть легких уже не так интенсивно работает. Еще у меня выпало много волос, врачи говорят, это от КТ и сильных антибиотиков. 

Но у мужа ситуация была еще хуже: спустя месяц после выписки из больницы медики увидели на контрольном снимке двустороннюю пневмонию. Я чуть в обморок не упала, не могла поверить, что болезнь снова вернулась. Но оказалось, что инфекция сильно поразила легкое, поэтому на снимках она смотрится как пневмония. 

Я заставила Сашу взять отпуск и уехать в деревню, там он почти месяц гулял по лесу, дышал свежим воздухом, ходил за грибами. Буквально две недели назад ему еще раз сделали снимок — слава богу, все прошло, организм окреп. 

Супруги считают, что восстановиться им помогла дыхательная гимнастика, заниматься которой посоветовала физиотерапевт. А еще они продолжают пить витамины и общеукрепляющие препараты.

— После выздоровления мы приехали сдавать плазму, но из пяти кандидатов подошел только мой сын. У остальных анализы были не очень хорошими. В итоге сын сдавал плазму три раза: надеюсь, он смог спасти кому-то жизнь так же, как весной донор помогла нам.

Больше всего Светлана переживала за свою беременную дочь, но все обошлось:

— Коронавирус дал осложнение на сердце, поэтому Ирочка почти месяц лежала в больнице. Когда подошел срок, ей сделали кесарево — я очень горжусь, что присутствовала на родах и первой смогла подержать внука. Теперь я, можно сказать, многодетная бабушка, сама себе завидую. А еще недавно я сменила работу: раньше трудилась медсестрой в травматолого-ортопедическом отделении 6-й больницы Минска, а теперь — в отделении переливания крови. Символично, правда? После перенесенной болезни врачи советуют себя беречь, поэтому работаю только в первую смену с выходными по субботам и воскресеньям — так гораздо легче.

Не пренебрегает Светлана и вакцинацией от гриппа, говорит, ее семья сделала прививку в начале октября.

— Заметила, что мы начали щепетильнее относиться к своему здоровью — чаще моем руки, стараемся не собираться всей семьей. Да, дети в гости заходят, но гораздо реже. 

В транспорте езжу только в маске и, когда вижу людей без нее, хочу подойти и рассказать свою историю. Все мы думаем: «Ай, ерунда, меня не коснется». Мы тоже так считали, пока не оказались на волоске от смерти. 

Кстати, мои маленькие внуки теперь моют руки только хирургическим методом, уделяют этому полминуты. И никто не сопротивляется, все знают, насколько это необходимо. А беременная невестка стала реже выходить на улицу, даже продукты из магазина заказывает на дом.

Светлана говорит, что коронавирус научил ее семью относиться к жизни с трепетом и не пускать все на самотек: 

— А еще я поняла, что никогда нельзя опускать руки, нужно бороться до последнего вздоха. Болезнь показала, как много добрых людей вокруг: ты еще не успел о них подумать, а они уже бегут к тебе на помощь. Низкий поклон врачам, которые спасли нашу семью, огромное им спасибо от всех нас. Без усилий медиков я бы сегодня с вами не разговаривала. Этот год одновременно тяжелый и радостный — столько разных событий, такая палитра эмоций… Мой 6-летний внук Захар хранит газету, в которой опубликовано наше первое интервью, и всем говорит: «Я вырасту и покажу своим детям, как рано я стал звездой». Надеюсь, впереди нас ждут только добрые эмоции и семьи больше не коснутся потрясения.

glushko@sb.by

Доктора советуют пожилым людям по возможности оставаться дома и пользоваться онлайн-услугами

Соответствующие рекомендации размещены на сайте Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, сообщает ­­БЕЛТА.

В группе высокого риска по COVID‑19 люди старшего и пожилого возраста, а также пациенты любого возраста, имеющие хронические заболевания (заболевания органов дыхания, сердечно‑сосудистой системы, иммунной системы, бронхиальную астму, онкологические заболевания).

Медики советуют таким людям не выходить из дому, если в этом нет особой надобности (поездка на работу, покупка продуктов питания и лекарств, получение медицинских и других жизненно важных услуг). В этот период не стоит принимать гостей у себя дома. С обеспечением бытовых потребностей лучше попросить помочь родных и знакомых.

В целом рекомендуется минимизировать количество контактов. С другими людьми можно общаться дистанционно с помощью средств связи, выбирать услуги доставки (только до порога квартиры, дома или офиса). По возможности лучше работать удаленно, используя видеозвонки и конференц‑связь.

Выходя из дому в ситуациях, когда это действительно необходимо, медики советуют соблюдать 1,5‑метровое расстояние (социальную дистанцию) друг от друга. Кроме того, нужно как можно чаще мыть руки с мылом, а если нет такой возможности, использовать средство для дезинфекции или антисептическое средство. Крайне важно соблюдать «респираторный этикет».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter