Старейший витебский художник Александр Соловьев награжден орденом Франциска Скорины

Со своим взглядом человек

Витебский художник–авангардист Александр Соловьев, которому минувшей осенью исполнилось 90, признается, что всю жизнь посвятил поиску себя, своего особого взгляда на мир. Был ли прицел верным? Патриарх витебского художественного цеха отвечать на этот вопрос не берется. Но уверен, что всегда имел неповторимое творческое лицо, был искренним и честным перед собой и поклонниками. В искусстве, по его мнению, как и в религии, где раскрывается душа человека, врать нельзя. На днях во время открытия проекта, посвященного 65–летию Витебской областной организации Белорусского союза художников, Александр Соловьев был награжден орденом Франциска Скорины. Получая высокую государственную награду, Александр Александрович с улыбкой заметил: «Кажется, что жизнь только начинается! Хочется строить планы и творить».



— Александр Александрович, что вы почувствовали, когда узнали о награде?

— Такова жизнь художника: вчера тебя ругали, а сегодня говорят, что твоя работа чего–то стоит! Рад, что жизнь прошла не впустую, на меня обратили внимание. Это греет душу.

— Почему решили стать художником? Профессию выбрали осознанно или случайно?

«Колас смеется. Эскизы костюмов».

— Когда мне было 3 года, в гости к нам приехала художница, писавшая акварелью. Она оставила краски на столе, а мне сказали, что я могу делать с ними все что угодно. И дали бумагу. То, что получилось, поразило меня своей красотой. Тогда я впервые ощутил себя художником. Уверен, что гений детства — основа искусства. Еще Пикассо говорил: «Я прожил 70 лет, чтобы прийти к детству». И это не просто игра слов. Любой ребенок талантлив до тех пор, пока педагоги не начнут мешать ему воспринимать мир по–своему. Художник — не профессия. Это с рождения заложено. Разве Шаляпин учился, чтобы стать Шаляпиным? Нет! Это судьба так решила.

«Новогодняя мелодия».

— Как вы относитесь к витебской художественной школе? Что думаете о картинах и идеях Шагала, Малевича?

— Художественная школа, существовавшая в то время в Витебске, скорее все–таки была международной. А к ее представителям и их творчеству я отношусь замечательно. Ведь «Черный квадрат», по сути, для своей эпохи то же самое, что «Герника» Пикассо или «Демон» Врубеля для своей. Это не просто картина, которой нужно любоваться. Это — символ, с помощью которого утвердители нового течения, художники–революционеры хотели сказать: «Долой Рафаэля и Леонардо, мы разрушим классические устои, мы построим новую страну и новый мир». Ну потом им, правда, по шее дали... А вообще, Витебск я очень люблю. За театр, за дорогих моему сердцу людей. Наверное, я должен был оказаться в этом городе. Наверное, тоже судьба.

«Реквием. Посвящение художникам».


— В чем, по–вашему, смысл искусства?


— Искусство — тайна, скрытая перед вечностью, не поддающаяся умственным, философским и прочим анализам. Поэтому нельзя ответить на ваш вопрос. Художника нужно уважать, а искусство — любить. Если мы научимся так поступать, многое изменится. Люди станут более благородными, чистыми, честными.

Мнение

Ольга Акуневич, заведующая Витебским художественным музеем: «Соловьев для Витебска — фигура! Его можно понимать или не понимать, любить или не любить, но не замечать как личность — невозможно. Человек свободный, думающий, талантливый, творческий, художник–философ — это все про него. Я счастлива, что одной из трех выставок, которые открылись у нас к 65–летию Витебской областной организации Белорусского союза художников, является персональная выставка Сан Саныча».

Справка «СБ»

Александр Соловьев родился 13 сентября 1926 года в деревне Солони Ленинградской области. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Ленинградское высшее художественно–промышленное училище имени Веры Мухиной и Белорусский театрально–художественный институт. С 1965 года живет в Витебске. В 1982 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств БССР». С 1966–го — член Союза художников. С 1977 по 1990 год работал главным художником Белорусского государственного академического драматического театра имени Якуба Коласа. Оформил более 100 спектаклей, среди которых «Сымон–музыка», «Кастусь Калiноўскi», «Радавыя», «Рамэа і Джульета», «Мудрамер». Помимо театрально–декоративного искусства, работает в станковой живописи, графике. Автор живописных работ «Две птицы», «Ностальгия», «Экспромт», «Предупреждение», «Галактика». Автор триптиха «Посвящение женщине», циклов «Краски земли» (1974 — 1985), «Русь» (1975 — 1985), «Театр» (1977 — 1980), «Космос» (1978 — 1982).


svg–vt@mail.ru

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter