Почему, сами того не желая, мы перекармливаем наших детей

Синдром заботливой бабушки

(Окончание. Начало в «НГ» № 28 за 12 июля 2019 года.)

Фото Юрия Мозолевского
О том, каким должно быть питание ребенка, рассказывает старший преподаватель кафедры гигиены и медицинской экологии БелМАПО, автор и соавтор более 30 научных работ по гигиене питания Олеся Сидукова.

— Олеся Леонидовна, посоветуйте, как отучить ребенка от сладкого? Не секрет, что в большинстве семей конфеты, шоколадки и пирожные являются своего рода премией за примерное поведение, хорошую оценку в школе.

— Да, такая проблема существует. То есть у детей уже на подсознательном уровне откладывается понимание того, что сладкое — это удовольствие. С течением времени возникает пусть и социально приемлемая, но все же зависимость от сахара: мы «заедаем» вкусностями проблемы, «поощряем» свои успехи.

Тем не менее не стоит полностью запрещать детям сладости. Но во всем нужно знать меру. Иначе может возникнуть ситуация, когда повзрослевший ребенок начнет самостоятельно зарабатывать деньги и просто «накинется» на то, что было ему недоступно из-за строгих правил в семье. Как я уже говорила, формировать вкусовые пристрастия сына или дочери нужно еще до их рождения. Будущей маме ни в коем случае нельзя налегать на сахар, но и впоследствии не стоит вводить пирожные, торты, шоколад и конфеты в ежедневный рацион питания. Небольшую порцию мучного и сладкого можно позволять ребенку только в первой половине дня — на первый или второй завтрак.

— Распространено мнение, что простые углеводы заставляют мозг работать более эффективно. Отсюда привычка пичкать детей шоколадом перед экзаменами.

— Мозг действительно нуждается в глюкозе, причем не только в период экзаменов. Но ему все равно, откуда брать эту глюкозу. Можно из шоколада, а можно из крупы, овощей или фруктов. Просто сахар, шоколад, пирожные поставляют простые углеводы — практически чистую глюкозу, которая быстро поступает в кровоток. А, например, каша — источник сложных углеводов, медленно расщепляющихся и обеспечивающих плавное высвобождение глюкозы. То есть пути разные, пункт назначения один. При интенсивной умственной деятельности часто хочется сладкого только потому, что наш мозг «осознает»: быстрее всего он может получить глюкозу из продуктов, которые содержат простые углеводы. Поэтому мы тянемся к шоколадкам, пирожным и газировке. Но если кто-то полагает, что когда он съест много сладкого, то будет лучшее соображать, — увы, это большое заблуждение. Для работы мозга нужно строго определенное количество глюкозы, ее избыток организм выведет, а человек вместо повышения работоспособности будет испытывать сонливость и утомление.

— У врачей-эндокринологов, не понаслышке знакомых с проблемой детского ожирения, в обиходе есть такое выражение — «синдром заботливой бабушки». Откуда оно пошло и почему употребляется в негативном смысле?

— Это выражение родом еще из послевоенных времен, когда не хватало продуктов и главной задачей родителей, бабушек и дедушек было накормить ребенка. Тогда упитанный малыш считался здоровеньким, а вот стройного, худощавого мальчика или девочку такой же комплекции всегда упрекали в том, что они мало едят. Цель создававшихся тогда первых детских лагерей тоже была в том, чтобы дети не голодали. Вспомните знаменитый эпизод с котлетами в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — он отлично иллюстрирует подход тех лет к проблеме детского питания. Подобный стереотип до сих пор передается из поколения в поколение, так как периоды с недостатком продуктов или денег на их покупку периодически возникали, взять те же 1980—1990-е годы. И хотя «призрак голода», к счастью, остался в прошлом, и холодильники в большинстве семей ломятся от продуктов, однако даже современные бабушки все равно считают своим долгом накормить, а чаще — перекормить внуков. При этом мало кто из них осознает, что в те времена, когда они растили своих детей или когда сами были детьми, ситуация была совсем иная: сами продукты питания, которые тогда продавались в магазинах, были более натуральными — в них использовалось намного меньше красителей, ароматизаторов и других пищевых добавок. Соответственно, в процессе переедания, конечно, могло сформироваться ожирение, но этот показатель не являлся настораживающим. А за последние 50 лет традиционный пищевой рацион преобразился настолько, что наша ферментная система не успевает «идти в ногу» с тем, что ей приходится перерабатывать.

Кроме того, первое, на что обращает внимание потребитель, — цена. Состав продукта изучает в последнюю очередь, если вообще делает это. А дешевые колбасы, сосиски и другие мясные изделия по понятным причинам не отличаются хорошим качеством.

Нельзя забывать и о том, как изменился темп нашей жизни. Если раньше дети, которых перекармливали, хотя бы использовали возможность сжечь потребленные калории во время игр, бега, катания на велосипеде, плавания в речке, то сегодня они поголовно сидят за компьютерами и их почти невозможно выгнать на улицу. Двигательная активность стремится к нулю. К сожалению, многие взрослые, до сих пор переживающие, что их ребенок «плохо ест», не учитывают это.

В результате мы имеем то, что имеем: по оценке ВОЗ в 1975 году в Европе ожирением страдали чуть менее 1% детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, а в 2016-м их число достигло 124 миллионов (6% девочек и 8% мальчиков). В Беларуси каждый 10-й ребенок имеет проблемы с весом, а примерно 9% школьников страдают ожирением. И показатель этот неуклонно растет.

— Давайте составим правильное меню для школьника, которого нужно придерживаться не только с сентября по май, но и во время летних каникул.

— Первое, что нужно запомнить родителям, бабушкам и дедушкам, — питание ребенка должно быть регулярным: 5 приемов пищи в течение дня. Белковый или углеводный завтрак: например, овсяные хлопья с ягодами или с яблоком, гречневая каша, приготовленная на молоке, омлет с сыром, сырники или оладьи, какао, сладкий чай. Если мы ведем речь о подростке, то одной каши на завтрак ему может не хватить. В таком случае лучше комбинировать ее с сырником, омлетом. Можно съесть кашу с котлетой. Еще один оптимальный вариант — омлет с салатом из огурцов, помидоров, укропа, петрушки.

На второй завтрак предложите ребенку печенье или позвольте ему небольшую шоколадку (до обеда простые углеводы разрешаются), какой-нибудь напиток. Но только не соки — лучше кисель, морс, компот. В летний период желательно есть как можно больше фруктов и ягод.

Обед является самым энергетически ценным элементом питания для школьника. Сейчас ведется много споров, нужно ли вообще вводить в свой рацион суп. Здесь все зависит от того, сколько вы в течение дня съедаете овощей. Если это примерно 300 граммов, то от супа можете смело отказаться. В противном случае все-таки приучите себя и ребенка к первому жидкому блюду в обед. Суп хорош тем, что содержит и овощи, и аминокислоты, входящие в бульон, — то есть является легко усваиваемой пищей. Только никогда не готовьте бульоны на так называемых кубиках: в их состав входит огромное количество соли, специй, ароматизаторов, глутамата натрия. Для детского питания мы вообще ни в коем случае не должны использовать что-то подобное, как бы красиво это ни преподносили в телерекламе. Можно добавлять пряные травы: укроп, тимьян, кориандр, хмели-сунели. А вот про агрессивные специи вроде карри лучше на время забыть: у малышей они могут запустить воспалительную реакцию желудочно-кишечного тракта.

В качестве второго обеденного блюда желательно мясное или рыбное блюдо, которое насытит организм белком.

На полдник опять-таки лучше всего съесть фрукты или ягоды, выпить молока, кефира. Мучное и сладкое во второй половине дня употреблять не нужно.

Ужинать ребенку, как и взрослому, желательно за 2 часа до отхода ко сну. В это время рекомендуется съесть салат, курицу, рыбу. Объем порции должен быть меньше, чем в обед. Перед сном можно съесть йогурт (домашнего приготовления, поскольку в магазинных содержится слишком много сахара) или выпить стакан кефира. Также иногда разрешается теплое молоко с ложечкой меда — это будет способствовать засыпанию.

Правильное меню позволяет школьнику рационально питаться каждый день, не нанося вреда организму и обеспечивая поступление в него максимума полезных веществ.
Нельзя забывать о том, как изменился темп нашей жизни. Если раньше дети, которых перекармливали, хотя бы использовали возможность сжечь потребленные калории во время игр, бега, катания на велосипеде, плавания в речке, то сегодня они поголовно сидят за компьютерами и их почти невозможно выгнать на улицу. Двигательная активность стремится к нулю. К сожалению, многие взрослые, до сих пор переживающие, что их ребенок «плохо ест», не учитывают это. В результате мы имеем то, что имеем: по оценке ВОЗ в 1975 году в Европе ожирением страдали чуть менее 1% детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, а в 2016-м их число достигло 124 миллионов (6% девочек и 8% мальчиков).
konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter