Белорусские актеры с благодарностью вспоминают работы в пьесах юбиляра января — драматурга и писателя Фридриха Дюрренматта

Швейцарский сыр в театральной мышеловке

Драматургия Фридриха Дюрренматта всегда была активно представлена на белорусских подмостках

В январе театральная и литературная общественность отметила 100-летие со дня рождения выдающегося швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюрренматта. У него было пять детей и пять раз он выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, так и не получив ее. Если раньше автора причисляли к «обличителям пороков бездушного буржуазного общества», то сегодня оказалось, что поднимавшаяся им проблематика гораздо шире: Дюрренматт мыслил вне классовых ограничений и форм общественного мироустройства, его занимала сама природа человека со всеми присущими ему слабостями, страхами и психологическими вывихами.

Фридрих Дюрренматт.
wikipedia.org
Благодаря подчас непредсказуемой трагикомической фабуле, нередко обличенной в форму иронического детектива, произведения Дюрренматта часто экранизировались как западными, так и советскими кинематографистами. Достаточно вспомнить «Аварию» Витаутаса Жалакявичуса, «Визит дамы» Михаила Козакова, «Физиков» Олега Рябоконя (любопытно, что в прологе этого фильма еще советских телезрителей приветствует сам автор), «Конец игры» Максимилиана Шелла, «Обещание» Шона Пенна с Джеком Николсоном. Есть и другие фильмы. Всегда активно были представлены пьесы Дюрренматта и на театральной сцене. Актеры всех стран и континентов часто выбирали для своих бенефисов его произведения, переведенные, кстати, более чем на 40 языков. Не мыслил себя без драматургии Дюрренматта и белорусский театр.

В 2012 году в Национальном академическом драматическом театре имени Я. Коласа состоялась премьера спектакля «Визит дамы» по его известной пьесе в постановке режиссера Владимира Савицкого. Вот как об этой работе вспоминает исполнительница роли миллиардерши Клары Цаханассьян народная артистка Беларуси, лауреат премии «За духовное возрождение», обладательница медали и ордена Франциска Скорины, приза Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная Павлинка» Светлана Окружная:

— Ощущения от той работы у меня только положительные. Нам настолько было интересно работать! Нас очень вдохновлял автор. Дюрренматт — драматург всеобъемлющий, многослойный, поднимающий в своих пьесах много проблем. Одна из них чисто нравственная — проблема ответственности: мы в ответе за свои поступки по отношению к другим людям.

Что и говорить, он — великий драматург. Иногда его сравнивают по парадоксальности с Бертольдом Брехтом, и это вполне справедливо. Я нахожу в нем брехтовские черты. Он лепит такие же сложные глубинные характеры, в его персонажах столько всего намешано, что просто захватывает дух. И никто до последнего момента не знает, как себя проявит тот или иной персонаж в следующей сцене или экстремальной ситуации, какое качество человеческого характера вдруг выйдет наружу и окажется определяющим. Дюрренматт — философ, он знал, что в человеке намешано все — и хорошее, и плохое. Человеческая жизнь очень коротка, но за этот миг можно успеть совершить как благородные, так и низкие поступки. Дюрренматт понимал всю эту амбивалентность человеческой природы.

«Загадочный визит».

Кроме того, он совершенно потрясающе выписывает в своих пьесах толпу и второстепенные персонажи. Это вообще редкое качество, особенно для современной драматургии. У каждого его второстепенного персонажа есть своя история, судьба и характер. И только от актера зависит, насколько глубоко он сможет погрузиться в предложенный образ, до какого слоя дойдет. Драматург наглядно показывает нам, как можно разогреть ненавистью толпу и зажечь неприязнь к человеку, как даже умные образованные люди порой попадают под гипноз толпы. Для меня это рифмуется и с нашими современными событиями. Посмотрите, ведь в финале «Визита дамы» даже сочувствующие персонажу герои сложили руки, потому что над ними довлеют страх, боязнь осуждения со стороны толпы. Этот страх, к сожалению, иногда побеждает в человеке все остальные чувства. Но если ты знаешь, что отстаиваешь правду, иди до конца. Надо уметь перебороть свой страх.

«Метеор» в сопровождении «Оркестра».

Мне искренне жаль, что спектакль рано сошел со сцены, в нем был еще большой потенциал. Мой партнер, актер Валентин Соловьев, блестяще исполнявший роль бывшего возлюбленного Клары Альфреда Илла, к сожалению, тогда ушел из нашего театра и переехал в Минск. Сегодня он блистательно работает в Республиканском театре белорусской драматургии. Я всегда искренне радуюсь его успехам. Хорошо, что спектакль был записан и его можно увидеть в интернете.

— Светлана Артемовна, ваша героиня для вас — палач или жертва собственного честолюбия?

Светлана Окружная.
— Клара, конечно, жертва. Прежде всего собственного мщения и своего самолюбия. Но мы ее очень хорошо понимаем: для каждого человека первая любовь — значительное событие, память о нем мы проносим через всю жизнь. Мы хорошо понимаем всю глубину охвативших ее чувств. Я сама не прощаю предательства, но мстить никогда не буду.

...Есть в белорусской театральной истории и другие значимые примеры. В Большом театре шла опера «Визит дамы» белорусского композитора Сергея Кортеса в постановке режиссера Николая Пинигина. В театре имени Я. Купалы много лет собирал аншлаги «Ромул Великий» — «исторически недостоверная комедия» по пьесе Дюрренматта в постановке художественного руководителя театра Валерия Раевского. Спектакль запомнился блестящей работой народного артиста Беларуси Августа Милованова. Вот уж где Август Лазаревич во всей красе мог проявить свой философский и скептический склад ума, ставящий все под сомнение, и врожденный вкус к парадоксам. Еще спектакль запомнился тем, что по сцене ходили живые куры и ни в чем себя не ограничивали. Кстати, недавно в театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера «Ромула Великого», где главную роль исполнил Владимир Симонов.

В  1990 году известный режиссер и сценарист Александр Карпов на сцене театра имени М. Горького выпустил спектакль «Метеор» в сопровождении «Оркестра», объединив пьесы Фридриха Дюрренматта и Жана Ануя. В этой постановке тогда совершенно по-новому раскрылись народный артист СССР Ростислав Янковский, Анна Маланкина и другие замечательные артисты. В 1991 году на основе спектакля Карпов снял художественный фильм «Грех лицедейства», рассказывающий о театральном закулисье. Легкая импровизационная, почти джазовая манера повествования, неожиданные актерские кульбиты сделали «Грех лицедейства» заметным событием в белорусском кинематографе.

«Визит дамы».
kolastheatre.by

Для меня эта работа дорога тем, что тогда я открыл в Ростиславе Ивановиче комика, — вспоминает Александр Карпов. — А комик, клоун, на мой взгляд, — это высшее актерское амплуа. Ничего подобного до этого он не играл. Еще после этого фильма стали говорить, что Карпов — белорусский Гринуэй, а я на тот момент даже не был знаком с его фильмами.

— Почему вы захотели совместить Дюрренматта и Ануя?

— Просто я так услышал…

Заслуженный артист Беларуси Андрей Душечкин играл в двух спектаклях по пьесам Фридриха Дюрренматта — «Физики» и «Загадочный визит»:

— Мне кажется, Дюрренматт — большой мистификатор в своих произведениях. И в «Физиках», и в «Визите дамы» мы постоянно слышим намеки на то, что есть некие высшие законы бытия, которые работают вне зависимости от воли и желаний человека. Конечно, в этом есть некая доля пессимизма, но я бы назвал это скорее фатализмом. Фатальность во взгляде драматурга определенно присутствует и многое определяет в характерах героев, их поведении и ситуациях.

…Остается надеяться, что новое театральное поколение по-своему откроет для себя драматургию швейцарского классика и подарит нам новые трактовки его парадоксальных и волнующих произведений.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter