На рынке пассажирских автоперевозок (особенно это касается такси) зреют перемены. Министерство транспорта и коммуникаций обнародовало Комплексный план мер по наведению порядка в этой сфере. Что ждет перевозчиков, вернут ли на этот рынок лицензирование и кому стоит подумать о покупке тахографа, разбиралась корреспондент «Р».
Минтранс предлагает усилить ответственность перевозчиков за несоблюдение требований безопасности.
Как уточняет начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта ведомства Сергей Дубина, меры комплексного плана — не свод обязательных норм, это скорее пункты для обсуждения, план на 2020 год по совершенствованию работы на этом рынке.
Среди самых распространенных нарушений — несоблюдение режима работы и отдыха, непрохождение водителем предрейсового медосмотра и отсутствие контроля технического состояния транспортного средства, несоблюдение квалификационных требований к водителям.
Одна из самых дискуссионных норм комплексного плана — проработка вопроса введения лицензирования деятельности в области автомобильного транспорта при выполнении перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе при перевозках автомобилями-такси. Даже среди госорганов пока нет единой точки зрения по этому поводу. Минтранс однозначно выступает за регулирование этой сферы:
— О том, что лицензирование необходимо, мы говорим давно. Нельзя такую сферу услуг, где человек управляет источником повышенной опасности, никак не регулировать. В каком виде это будет — лицензирование, карточка допуска, будет это распространяться на транспортное средство, на водителей, — как раз эти моменты мы и хотим обсудить. Но то, что это необходимо, — четкое убеждение Минтранса, которое мы намерены отстаивать.
Особое внимание, отмечает Сергей Дубина, будет уделено внесению изменения в КоАП. Планируется усилить ответственность перевозчика за необеспечение требований безопасности, а также за нарушение требований к оформлению и оснащению транспортных средств.
— Фактически сейчас в КоАП нет ответственности перевозчика, которому не требуется наличие лицензии. В отношении лицензиатов есть ответственность за нарушение лицензионных требований и условий. Привлечение перевозчика-нелицензиата к ответственности идет по косвенным признакам: за нарушение оформления транспортного средства, за отсутствие оснащения соответствующим оборудованием. Мы хотим подготовить предложения об усилении ответственности.
Меры комплексного плана, подчеркивает представитель транспортного ведомства, разрабатывались не только для такси.
— Я уже видел комментарии в стиле «Минтранс планирует повесить тахографы на каждый автомобиль-такси». Но здесь речь идет в первую очередь о внутриреспубликанских перевозках автобусами, в частности, о междугородных. И мы не говорим, что появится требование оснастить тахографами всех сразу. Это подлежит обсуждению.
Публикация комплексного плана Минтранса совпала с активным обсуждением требований, которые белорусские таксисты опубликовали в СМИ. Главное из этих требований — повысить тариф на перевозки пассажиров на 5 копеек. И этот вопрос обсуждался во время рабочей встречи в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли на этой неделе. Позиция МАРТ чуть позже была опубликована на сайте ведомства: «Всеми участниками встречи было высказано мнение о том, что ряд предложений, высказанных в обращении водителей такси, являются неприемлемыми. Было отмечено, что все возникающие вопросы необходимо решать цивилизованно и открыто».
Для организации такого обсуждения в министерстве в прошлом году создана рабочая группа, занимающаяся вопросами развития конкуренции на рынке перевозок пассажиров автомобилями такси. В ее состав входят представители МАРТ, Минтранса, МНС, ассоциаций ряда автомобильных перевозчиков, диспетчерских служб и информационных систем. Очередное заседание рабочей группы пройдет в ближайшее время.
mich@sb.by