Вторая кольцевая автодорога: история и перспективы

Счастливого пути!

Вторая кольцевая автодорога М-14 должна стать украшением Минского района и Минской области. И их самым настоящим спасательным кругом. О том, почему второе кольцо — амбициозный проект, являющий собой инвестиции в перспективу не только завтрашнего дня, — очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».

Фото БЕЛТА.

Утренний трафик в двухмиллионной столице неимоверный. На Минской кольцевой автодороге поток машин порой превышает 100 тысяч в сутки, а это в 5 — 7 раз выше возможностей дороги. Первая кольцевая задыхается, как и жители отдаленных спальных районов. Но теперь на ней почти на 4 тысячи авто в сутки меньше. Каждый год все больше водителей открывают для себя новый маршрут, отмечает гендиректор РУП «Минскавтодор-Центр» Василий Гледко:

— Вокруг Минска мы установили знаки на основных магистралях, чтобы сбросить транзит на М-14 и разгрузить Минскую кольцевую. Основные международные грузоперевозчики уже так и поступили. Они поняли, что это самый короткий быстрый путь. И бесплатная автодорога.


Рождался замысел десять лет назад. В 2010-м Президент принял решение, которое на тот момент у кого-то вызывало вопросы: Минской области нужна вторая транспортная артерия. Мировой финансовый кризис, правда, стройку на время отложил. И вот в конце 2016-го второе кольцо полностью открыто для водителей. Президент тогда заметил:

— Пройдет много лет, и мы будем гордиться тем, что построили такую дорогу… Для меня было важно сохранить трудовые коллективы и чтобы наши строительные тресты получили работу. Все на уровне Всемирного банка признали, что мы строим дорогу в два-три раза дешевле, чем такие дороги строят наши соседи.

Строить с нуля пришлось чуть больше половины трассы. Для новой бетонки использовали белорусский цемент экстра-класса. Ныне начальник управления Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик констатирует:

— Дороге три года, а по сути никаких изменений не произошло. Все материалы, которые используются, выдерживают нагрузку в наших зимах, в наших условиях. Использование цементобетона позволяет нам допускать более высокие нагрузки на ось (на таких дорогах всегда 11,5 тонны), а срок службы высокий. До капитального ремонта — порядка 25 лет.

Кроме того, на М-14 установлено 24 камеры, которые позволяют в круглосуточном режиме онлайн отслеживать обстановку на автодороге. В том числе и самое уязвимое место всех бетонок — швы. Василий Гледко говорит:

— Мы постоянно мониторим ситуацию на М-14 с целью выявления дефектов, случаев вандализма, чтобы оперативно реагировать на возникающие ситуации. Каждый километр — под четким и зорким контролем. 
М-14 сегодня — самый настоящий автобан. Протяженность 160 км, с 4 полосами движения и 11 транспортными развязками. Готов принять около 20 тысяч автомобилей в сутки.
Под контролем белорусские дороги и на самом высоком уровне. Президент и сам не прочь иногда пересесть за руль. Александр Лукашенко несколько раз поручал пересмотреть скоростные режимы, увеличить их там, где это безопасно. В конце минувшего года об этом напомнил:

— Поднимите мои поручения по кольцевой дороге — первой и второй — и проверьте, выполнены они или нет. Там, где я перемещаюсь, выполнены и скорость движения была увеличена как следует. Там, где якобы реже бываю на кольцевой дороге, все так и осталось.

Вторая кольцевая действительно та дорога, где хочется максимально выжать газ. И это безопасно для пешеходов. Здесь все переходы над или под землей. Инфраструктура и дорожные знаки уже позволяют легковым разогнаться до 120 километров в час практически по всей трассе. Для грузовиков лимит на спидометре — 100. Однако начальник отделения главного управления ГАИ МВД Станислав Соловей напоминает:

— Участникам дорожного движения следует помнить о том, что скорость должна выбираться водителем и быть безопасной исходя из погодных, метеорологических условий.


Местами до 120 км/ч разогнаться теперь можно и на первом кольце. Правда, это скорее исключение из правил. Разрешенная скорость на МКАД — 90 — 100 км/ч. Практика показывает: при нынешней загрузке даже так не всегда получается ехать. Но в целом принятые скоростные решения белорусские водители оценили. В приоритете — безопасность.

По всем принципам безопасности строят и первую на участке второго кольца АЗС. Поток машин на М-14 прирастает каждый год на 20 — 25 процентов, поэтому в РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» уверены: инвестиции себя оправдают. Заправка начнет работу уже летом, здесь можно будет подзарядить и электромобиль. Всего один пока на М-14 и указатель СТО. По словам заместителя председателя Мин­облисполкома Александра Кручанова, ситуация вскоре изменится:

— Разработаны концепции, альбомы по поддержанию в хорошем состоянии не только дороги, но и прилегающей территории. Перспективный промежуток — вторая кольцевая, мы уже начинаем его заполнять.

фото алексея столярова.


В пределах второго кольца уже согласованы 14 объектов придорожного сервиса: СТО, кафе, мини-гостиницы. План новой «дороги с удобствами» разработан и согласован. Приглашаются инвесторы.

И это лишь первый шаг. Задача глобальнее: развитие столичной агломерации. Территория между двумя кольцами — это 189 тысяч человек населения и ключевые города-спутники. Жизнь за МКАД в прямом смысле должна подтянуться к минскому ритму и качеству. Лишь одно отличие: никаких многоэтажек. На особом контроле — эстетический вид. Старые шумозащитные экраны вблизи деревень и городов заменят, а где возникла необходимость — установят новые.

Инвесторов приглашают вложиться и в первое кольцо. В этом году местные власти разработают новую концепцию развития МКАД. Поручение Президента — посмотреть на нее под экономическим ракурсом. И пересчитать, хватает ли на 56 км первого кольца заправок, СТО и кафе. Первый заместитель председателя комитета архитектуры и градостроительства Мингор­исполкома Елена Суходолова сообщает:

— В концепцию могут войти многоэтажные паркинги с объектами обслуживания. Мы понимаем, что голые паркинги инвестору не интересны. Кроме инвестиционных объектов, рассматриваем возможность организации зон отдыха.

Главное требование — чтобы инвестпроекты не превращались в долгострои. Та же «Деревня гипермаркетов» уже 5 лет как должна была радовать минчан и гостей столицы. Этот проект возле съезда с кольцевой на улицу Казинца задумали еще в 2010-м. Обещали десятки бутиков, магазинов, кафе, рестораны, развлечения для детей, но по разным причинам стройку пришлось заморозить. Сейчас здесь снова работает техника. И даже заключены предварительные договоры аренды.

Беларусь давно известна своими дорогами. Марку стараемся держать. Ремонт и уборка первого кольца ежегодно бюджету обходятся в десятки миллионов рублей. Суммы немалые, и расточительства быть не должно. При этом благоустройство идет в режиме нон-стоп. Буквально одного взгляда на внешний фасад и качество трассы порой достаточно, чтобы понять: здесь есть хозяин. Елена Суходолова продолжает:

— Чтобы освежить застройки, в районах наносят графические рисунки на существующих объектах. Если проехать по кольцевой, можно увидеть красивые сюжеты, связанные с природой Беларуси. Кольцевая получается красивая, живая, добрая, белорусская.

А вот сосны, которые решили высадить на откосах второго кольца, увы, не прижились. Почва, да еще и приправленная дорожной солью после зимы, по вкусу молодым саженцам не пришлась. Надежда — на кустарники, их высадили уже более 100 тысяч штук. Это красиво и практично: насаждения предотвратят оползание склонов и уменьшат затраты на покос. Конечно, при должном уходе. Но главное еще и в том, что благоустройство — это ежедневный кропотливый труд. Творить красоту и поддерживать порядок в стране не просто. Тем более это не под силу одним дорожникам. Мы сами формируем облик нашей республики в глазах гостей. И в наших собственных глазах.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter