Обзор самых интересных телепремьер

С Любимовым не расставайтесь

Вот что неумолимо пропадает из нашей творческой среды — так это азарт и дух бунтарства. У соседей дела как–то живее обстоят... Мы же не боимся повторов и чужих мыслей, выдаваемых за свои. Прогремела где–то известная пьеса, значит, через год появится и у нас, но в худшей версии. Выстрелил хит — жди эпигонских мотивов от местных композиторов. Задумали новое телевизионное шоу — значит, будет оно похоже сразу на все существующие форматы, но вот своего фирменного лица у него не будет. У соседей, конечно, и «генетика» другая — было с кого брать пример. Вот, к примеру, знаменитый немецкий режиссер Петер Штайн всегда с удовольствием работал с российскими артистами. Его знаменитая восьмичасовая «Орестея» 1994 года, шедшая на сцене театра Российской армии, стала событием в 90–х. Играли в ней Игорь Костолевский, Татьяна Догилева, Людмила Чурсина и другие звезды. Позже именно Штайн дал Гамлету в исполнении Евгения Миронова саксофон. Почему нет? К 80–летию Петера Штайна на канале «Культура» документальный фильм «Театр... козы, оливки», в котором мы увидим один день из жизни мастера. Эксцентричный и, как пишут, неуживчивый Штайн живет в Италии, выращивает оливки и производит фирменное оливковое масло, разводит коз и ставит оперные спектакли по всей Европе. Бунтарь и новатор вспомнит Россию лихих 90–х, когда он ставил Чехова и Шекспира так, что публика рыдала. Еще один сентябрьский юбиляр — знаменитый советский оператор Георгий Рерберг, он работал с Андреем Кончаловским, Михаилом Козаковым, Сергеем Соловьевым, Андреем Тарковским... Очень часто вступал в конфликты, тоже был крайне неуживчив и нетерпим. Споры с Тарковским на «Сталкере» закончились отстранением его от работы над картиной. Практически весь фильм переснял оператор Александр Княжинский. О перипетиях этого конфликта расскажет документальный фильм «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» на телеканале ОНТ.

Свое имя Рерберг снял с титров и другой знаменитой ленты «Безымянная звезда», а ведь фактически был на ней вторым режиссером и многое для фильма придумал, в частности образ для героини Светланы Крючковой. Но за талант Рербергу прощали многое. Программа «Острова» напомнит страницы биографии Георгия Ивановича.

Еще одного бунтаря и ровесника революции режиссера Юрия Любимова вспомнят в эти дни. К 100–летию со дня рождения мастера на канале «Культура» авторская программа Анатолия Смелянского «Это моя свобода», документальный фильм «Век Любимова. Репетиции мастера» из цикла «XX век», прямая трансляция масштабного концерта из Большого театра, посвященная режиссеру. На телеканале ОНТ состоится премьера документального фильма «Человек века». До своего столетия Юрий Петрович не дожил всего три года, до последнего был в строю. В 94 года выпустил четырехчасовых «Бесов» в театре им. Вахтангова, в 2013 году удивил всех стройной и лаконичной постановкой оперы «Князь Игорь». И сегодня многие режиссеры и творцы ищут ответы на вопросы в книгах и интервью создателя того самого театра на Таганке... Говорят, атмосфера конфликта была необходима Любимову как воздух. Только в ней он мог творить. Интересно, что, когда закончилась цензура, конфликты не закончились. В 2011 году произошел скандал на гастролях в Чехии: актеры труппы требовали выплаты командировочных и гонораров... Такая проза жизни и ухмылка судьбы: борьба за свободу привела к конфликту материальных интересов. В сети бродит стенограмма того скандала с репликами Любимова и труппы: «Я вообще работать с вами не хочу». «Ну хорошо, прекрасно, деньги–то будут?» Тогда Любимов заявил, что больше не намерен работать с труппой, которая «опозорила великий русский театр». Масла в огонь подлила и супруга режиссера Каталин, работавшая заместителем директора, она публично упрекнула актеров в халатном отношении к работе.

Конфликтным и каким–то мрачным был последний период в жизни и другого режиссера Олега Ефремова: раскололся МХАТ, публика переставала ходить в театр, время наступало новое, дикое, не совсем понятное... Нужно было меняться, расставаться с прежней эстетикой, но Ефремов и его окружение были к этому не готовы. К 90–летнему юбилею со дня рождения Олега Николаевича телеканалы покажут любимые фильмы с его участием «Еще раз про любовь», «Три тополя на Плющихе», «Случай с Полыниным»... Также на ОНТ состоится премьера документального очерка «Ему можно было простить все». Скажут ли так о ком–то из наших современников?

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter