Для динамичного развития экономики целесообразно переходить на проектный принцип планирования в долгосрочной перспективе

С акцентом на мегапроекты

В экономике сейчас все непросто. В прошлом году на нее давила пандемия, потом обострилась внешнеполитическая обстановка, много разговоров о санкциях. Ограничения, которые пытается наложить на нашу страну так называемый коллективный Запад, — серьезная неприятность. Впрочем, она не может являться поводом или оправданием затормозить развитие. Тем более что нынче стало модно обмениваться санкционными уколами и недружелюбными мерами протекционизма. Традиция сложилась еще во время финансового кризиса прошлого десятилетия. И размах противостояния, когда все средства хороши, только раскручивается. Но торговая и санкционная война с США, обострение торговых отношений с ЕС не помешали Китаю увеличить приток прямых иностранных инвестиций. Даже в пандемию. Даже на фоне кардинального «проседания» этого показателя в мировом масштабе. Конечно, китайская экономика — вторая по размерам, с претензией в ближайшее время стать первой. Но привлекает деньги КНР не только за счет масштабов, но и аутентичной системы управления экономикой.

Электротранспорт и его развитие замыкается не только на промышленные предприятия, но также затрагивает очень важный пласт коммунального хозяйства.

Несомненно, вызову неприятие некоторого количества своих коллег, но рискну утверждать: далеко не всех инвесторов интересует пресловутая свобода рынка и другие либеральные сюжеты. Для многих владельцев капиталов важно получить четкие представления: «Что? Где? Когда?». Какой проект не только будет интересен для потенциального инвестора, но и на какую господдержку он может рассчитывать? И конечно, какова цена такой лояльности, причем для обеих сторон? Но это, скорее, справедливо для амбициозных идей. Да, с одной стороны, есть риск. С другой — амбициозный проект может вырваться вперед если не на мировой арене, то хотя бы на региональном рынке ЕАЭС. И приносить инвестору «длинные» стабильные дивиденды. К сожалению, амбициозных проектов с претензией на глобальный уровень в Беларуси не так уж и много. А те, которые попадают в госпрограммы, далеки от идеальной реализации. 

Надо признать, что в области управления экономикой нам есть что совершенствовать. Да, за счет повышения эффективности государственных активов страна может на «ровном месте» найти несколько процентных пунктов роста ВВП ежегодно. По крайней мере, теоретически. Ведутся же разговоры о практике управления, которая корнями уходит в прошлый век. Рассуждают о необходимости разделения функций регулятора и владельческого надзора. Возможно, надо. Никто не спорит, что министерства озабочены развитием собственных ключевых предприятий, а на разработку отраслевой политики у них элементарно не хватает времени, средств и сил. Видимо, надо все-таки эти функции разделить. Но решит ли такой ход все проблемы? Такие, как частичная или полная приватизация? И многие другие предложения, «основанные на передовых мировых практиках». Мол, в развитом мире так поступают. Или поступали — так точнее сказать. Особенно на фоне пандемии и стремительном развитии инноваций в сфере менеджмента. Изменения происходят настолько стремительно, что эффективные решения устаревают уже в момент их публикации. К тому же западные страны не отличаются сейчас стремительным ростом. 

В этом отношении больше интересен китайский опыт. Конечно, наши страны слишком отличаются, чтобы какие-то решения можно было калькировать. Однако подход КНР показывает эффективность к средне- и долгосрочному планированию отраслевого развития, но с четким акцентом на реализацию мегапроектов. Их основой являются госкорпорации в тесном сотрудничестве с частными (в том числе иностранными) инвесторами и компаниями. Только при одном условии: последнее слово всегда остается за китайским правительством! Через такой концепт Китай из догоняющей страны вышел по определенным направлениям в мировые лидеры. При этом страна продолжает производить и традиционные товары. 

Надо отметить, что сегодня реализация амбициозных проектов возможна только в тесном межотраслевом сотрудничестве. И нахождение приемлемых для всех участников процесса управленческих решений — принципиально важный фактор. Например, электротранспорт и его развитие замыкается не только на промышленные предприятия, но также затрагивает очень важный пласт коммунального хозяйства. Эксперты обращают внимание: электротранспорт особенно удобен при проживании в загородных домах. Может стать триггером нового этапа развития градостроения, соответственно, инфраструктуры, коммунальной сферы и так далее. В Беларуси конкурентоспособно и развито сельское хозяйство, машиностроение и другие смежные отрасли. Прекрасно развиты технологии в сфере пространственных данных, есть прикладные решения на их основе. Последний проект, который был недавно презентован Минпромом и Академией наук Главе государства по беспилотной обработке пахотных земель, лишь подтверждает, правда с временным лагом, о правильности таких подходов. Проект по созданию комплексного коммерческого решения «виртуальной фермы» (в том числе и с «цифровой» начинкой и беспилотными технологиями), где заказчик бы получал готовое решение «под ключ» — необходимые машины и оборудование, комплексы удобрений, семена, сельскохозяйственные технологии, оцифровку полей для использования точного и беспилотного земледелия, мог бы стать весьма конкурентоспособным и востребованным далеко за пределами страны. Тем более что все (или почти все) технологии и возможности у страны есть. Но реализация такого мегапроекта требует скоординированной работы десятка министерств и ведомств и сотен подведомственных им компаний, НИИ и других организаций, плюс компаний частной формы собственности в качестве катализатора процесса. 

Проблема сложная. Неоднозначная. Но требует решения, чтобы максимально использовать внутренние резервы и возможности для создания «продуктов будущего», которые смогут стать якорными для привлечения инвестиций, в том числе зарубежных. Прошу не путать с так называемыми «проектами будущего», которые продвигает сегодня Минэкономики! Это особенно актуально из-за вводимых санкций. Впрочем, проблема не теряет важности и в целом для активизации опережающих темпов развития. И тогда двукратный рост ВВП за пятилетку не кажется недостижимой задачей. 

Георгий Гриц, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и подготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии», кандидат экономических наук
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter