Как быть с сотнями зубров, которым стало явно тесно в гродненских лесах

Рога в изобилии

В середине 1990-х сельскохозяйственное предприятие «Озеры», что в Гродненском районе, решило заняться разведением зубров. Хозяйство арендовало 11 000 гектаров охотугодий, куда завезли и выпустили 18 редких животных. Для них сформировали оптимальный рацион питания, организовали ветеринарные осмотры, регулярную витаминизацию. Озерская микропопуляция в итоге стала самой здоровой и быстрорастущей на территории страны. И это принесло ряд проблем.

Зубр в день может съесть до 50 килограммов зеленой массы, а выходит обычно не одно животное, а несколько десятков.

Сыты и здоровы

За 20 с лишним лет хорошего ухода количество зубров в арендованных хозяйством лесах выросло до 400 голов. С одной стороны, это хорошо: очевидно, что животным не грозит вымирание, акклиматизацию здесь они прошли успешно и чувствуют себя комфортно. С другой стороны, ученые изначально просчитали, что используемые для разведения зубров угодья рассчитаны на проживание 60—100 особей, а это значит, что уже сейчас им не хватает места. И при этом количество краснокнижных парнокопытных постоянно растет. Ежегодно самки приносят около полусотни телят, в то время как только единицы взрослых животных причисляются к резервному генофонду и становятся объектом охоты. В эту категорию обычно попадают зубры, не представляющие селекционной ценности, в том числе старые особи: самки старше восемнадцати, самцы старше четырнадцати лет, а также раненые, больные, родившиеся с отклонениями в физическом развитии.

— Методика причисления зубра к резервному генофонду очень сложна,
— рассказывает председатель СПК «Озеры Гродненского района» Александр Шишко. — Необходимо собрать комиссию, которая выезжает на осмотр животного и дает оценку. Затем причисленного к резервному фонду зубра фотографируют для получения лицензии. Признавались браком и отстреливались около 10 голов в год, что позволяло покрыть наши расходы на содержание поголовья, но было недостаточно для того, чтобы снять излишнюю нагрузку с лесных угодий. 

Перенасыщенность леса стала причиной того, что зубры выходят на поля — на наши, а также СПК «Прогресс-Вертелишки», «Гожа». За пропитанием они идут к сенажным, силосным траншеям. В итоге наносится значительный ущерб сельскому хозяйству. 

Зубр в день может съесть до 50 килограммов зеленой массы, а выходит обычно не одно животное, а несколько десятков. Отсюда возникают закономерные вопросы: кто будет компенсировать хозяйствам этот урон и что делать с переизбытком зубров?

Сейчас в отношении крупных микропопуляций рассматриваются предложения расширить перечень селекционных критериев, по которым животных можно было бы изымать.

Планы и реальность

Фактически ситуация сложилась следующим образом: приступая к реализации идеи по выращиванию зубров, в хозяйстве рассчитывали на регулирование численности животных, организовывая охоту для обеспеченных любителей. Предполагалось оставлять в основе стада 100 голов, а лишних предоставлять в распоряжение охотников. Но добыча краснокнижного животного разрешена только после сложной процедуры перевода в резервный генофонд. По словам Александра Шишко, чтобы упростить схему выбраковки животных, в методике причисления зубра к резервному генофонду готовятся изменения, но они вряд ли смогут остановить стремительный рост популяции. 

Главный специалист хозяйства Александр Сасимович вспоминает, что 10 лет назад в местных лесах обитало 124 зубра:

— Тогда ни у кого не было опыта в их разведении. Я окончил институт физкультуры, был инструктором по спорту, но, поскольку всерьез занимался охотой и знал особенности поведения и обитания многих диких животных, взялся за эту работу. Понимал, что в первую очередь необходимо обеспечить зубрам охрану от браконьеров, подкормку в голодное время, защиту близлежащих сельскохозяйственных объектов. Считается, что 30 процентов питания зубра должны составлять ветки, остальное — травы и иной корм. У нас прямо в лесах есть кукурузные, клеверные, рапсовые поля, посеянные специально для того, чтобы животным хватало корма. Мы ежедневно организуем подвоз яблок, капусты, свеклы, силоса, сенажа, который для крупного рогатого скота изготавливает предприятие. И все равно из-за многочисленности поголовья проблема выхода зубров на сельхозугодья стоит очень остро. Пытаемся бороться: обносим светоотражающей лентой поля озимого рапса, каждую ночь там дежурим, отпугиваем газовыми пушками, собаками. Но где справишься? Они же каждый день кушать хотят…

В поисках решения

В последнее время зубры стали чаще выходить и на трассу. В прошлом году на 8-километровом участке дороги, проходящей вдоль лесных угодий, произошло четыре ДТП с их участием. Начальник отдела биологического разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Гиряев отмечает:

— Вопрос, что делать с переуплотнением угодий, в которых обитают три самые крупные микропопуляции зубров, действительно существует. Ежегодная выбраковка по критериям, установленным законодательством, от общей популяции в стране составляет 100—150 особей в год. В прошлом году отстреляно 38 зубров резервного генофонда. 


Сейчас в отношении крупных микропопуляций рассматриваются предложения расширить перечень селекционных критериев, по которым животных можно было бы изымать. В частности, переводить в резервный генофонд самцов, которые не участвуют в воспроизводстве. Изучены нюансы разведения зубров и близких к ним видов, бизонов, в других странах. Пересматриваются и правила охраны, рационального использования животных. На основе анализа всех материалов будет вынесен итоговый документ на рассмотрение Совета Министров. 

Кроме того, по словам Александра Гиряева, министерство ведет переговоры со странами из ближнего и дальнего зарубежья о расселении зубров. К сожалению, спрос пока невысокий. Изучается возможность создания трансграничной группы на базе особо охраняемых природных территорий Псковской и Витебской областей.

СПРАВКА «Р»

Популяция зубра в Беларуси, по последним подсчетам, достигла численности в 2043 особи. Благодаря реализации стратегии по охране этих редких животных их количество на территории нашей страны по сравнению с XVII—XVIII веками выросло более чем в четыре раза. Сформировано одиннадцать микропопуляций. Из них выделяются три крупнейшие: на базе Беловежской пущи, ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз» и СПК «Озеры Гродненского района». Еще две микропопуляции в последние пять лет находятся в стадии формирования: Краснопольская и Дятловская. Численность животных в каждой из них превышает общую по стране в XVII веке.

СПК «Озеры Гродненского района» — единственное в стране сельхозпредприятие, занимающееся разведением зубров. 

charovskaya@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter