В Большом театре состоялась грандиозная премьера оперы Шарля Гуно «Фауст»

Рецепт его молодости

Мир спасет любовь! Надеюсь, мама в детстве познакомила вас с этой доктриной? А того, кто сомневается в ее правомерности, милости просим на огонек в Большой театр, где выпустили шикарную премьеру оперы Шарля Гуно «Фауст» в постановке режиссера Анны Моторной. Вас ждет настоящее музыкальное и визуальное пиршество, три с половиной часа величественности чувств, монументальности идей, буйства красоты и гордости за национальное музыкальное искусство. Предложить в условиях пандемии такой сложнопостановочный во всех смыслах спектакль может не каждая труппа. Браво, Большой!..


«Фауст» — привлекательная история во всех смыслах. Своего рода бродячий сюжет мирового искусства, легенда из литературы Германии XVI века, открытая для всевозможных трактовок — от откровенно вульгарных и бульварных до величественных и серьезных прочтений. Спустя двести лет после возникновения персонажа под пером Гете доктор Фауст стал мятущимся интеллектуалом, мечтающим вернуть то, что привлекательнее денег и власти, — крепкое молодое тело без физических недостатков. Вечный образ мыслителя и изобретателя, возомнившего себя равным Богу. А для этого рискнувшего заключить сделку с Мефистофелем.

Кто из нас не хотел бы вернуть свою молодость. Кто не хотел бы крикнуть вслед за доктором Фаустом: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Правда, мельчают чувства, размах уже не тот. Сегодня если и можно где-нибудь услышать этот крик, то, пожалуй, только на распродаже в торговом центре в черную пятницу. Так или иначе, этот сюжет у нас в крови. Мотивы «Фауста» бесконечно обыгрываются в неустаревающей русской классике («Мастер и Маргарита»), голливудских комедиях («Смерть ей к лицу»), рекламных роликах.

Может, опера и не сильнее самого «Фауста» Гете, но, по крайней мере, разновелика ей. Критики в свое время сошлись во мнении, что музыка Гуно под стать поэме, настоящий шедевр. «Трудно найти аналог столь целостной, фундаментальной, одухотворенной, искрометной, продуманной до мелочей работы», — восторгается на программке дирижер-постановщик спектакля Андрей Иванов, некогда выпускник Белорусской академии музыки, а сейчас занимающий пост главного дирижера Ростовского государственного музыкального театра. Кстати, этот театр издревле интересовался нашими музыкальными кадрами. Иванов — его третий главный дирижер из Беларуси: до Андрея Иванова на этом посту в Ростове-на-Дону работали Александр Анисимов (маэстро даже получил «Золотую маску» за «Леди Макбет Мценского уезда»), а затем — Андрей Галанов.

«Опера «Фауст» — безусловный бестселлер, — вторит Иванову режиссер Анна Моторная. — В первую очередь потому, что сам материал предполагает абсолютную бездну смыслов».

Азартная Анна Моторная, известная своими искрящимися постановками в Музыкальном театре («Мистер Икс», «Бал в «Савойе», «Моя прекрасная леди», «Здрасьте! Я тетка Чарли!..»), не потерялась в этой бездне смыслов. Напротив, смело рождает новые и чувствует себя в этом придуманном мире вполне уверенно. Она — хозяйка положения. Моторная — дважды выпускница Белорусской академии музыки: дирижер-хоровик (включая аспирантуру) и оперный режиссер, ученица Маргариты Николовны Изворской-Елизарьевой. Это ее первая постановка в Большом театре. Кому еще, скажите, ставить на этой прославленной сцене, как не нашим белорусским кадрам?

Художник-постановщик «Фауста» — народный артист России, лауреат Государственной премии Беларуси Вячеслав Окунев. Его стиль и размах в Минске хорошо знают. Окунев предложил роскошное художественное решение спектакля.

На своем месте и любимые солисты, которых мы так давно не слышали на национальной сцене из-за пандемии коронавируса: Сергей Франковский, Владимир Громов, Юрий Городецкий, Наталья Акинина и другие. Не уступают звездам Андрей Селютин (Мефистофель), Марта Данусевич (Маргарита), Тарас Присяжнюк (Фауст). Этот «Фауст» полон актерских открытий!

Российский балетмейстер-постановщик Наталья Москвичева из Екатеринбурга, по словам Моторной, за пять дней поставила балет «Вальпургиева ночь». И балет этот, осмысленный, но беспощадный, достоин отдельного рассказа. Скажем лишь, что порой слишком гламурные и эксцентрические номера балета выглядят чересчур избыточно, идут вразрез со строгой вневременной концепцией истории. Здесь же ретростилистика немецкого кинематографа 1930—1940-х годов обозначена предельно конкретно, но режиссер Моторная как будто намеренно смешивает стили. Также не совсем понятно, для чего на сцене присутствует в отдельные моменты «съемочная группа»: что это меняет или добавляет истории?

Известно, что два года назад художественный руководитель Большого театра Беларуси народный артист СССР Валентин Елизарьев предложил режиссеру-постановщику Анне Моторной поставить на сцене значительное произведение. Выбор пал на «Фауста».

По словам Моторной, этот спектакль о человеческих душах и о том, что необходимо для их совершенствования: «Когда человек оказывается перед выбором — жизнь или смерть, добро или зло, он погружается в совершенно другую среду существования. Мы хотим показать, как спасти мир с помощью любви. Когда будем трепетно относиться друг к другу, слышать и понимать окружающих, желать им добра, наша жизнь станет значительно лучше».

По моим наблюдениям, зритель уходит после этого «Фауста», уже четвертого в истории Большого театра Беларуси, окрыленным. Несмотря на серьезность философской темы, получился спектакль-радость, спектакль-праздник. А что еще надо, чтобы достойно встретить ледяные объятия долгой зимы?..

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter