Разница между хорошей и плохой дипломатией

Где логика? Только что все радостно приветствовали (включая американских и европейских политиков) предложение Владимира Путина разместить миротворцев в Донбассе. А теперь сенат США одобрил выделение Украине 500 миллионов долларов на военные нужды, в том числе, как сообщил президент Петр Порошенко, на поставки «летального вооружения оборонного характера», а также усиление авиации и флота Украины.

Так что собираются делать в Украине — искать мира или воевать?

Вопрос, конечно, риторический. Не случайно он появился именно сейчас, когда США и Украина отказались работать с текстом российского проекта резолюции о размещении в Донбассе миротворцев ООН.

Заблокировав обсуждение российского текста резолюции, украинская сторона внесла свой проект. В Киеве настаивают на том, что размещать миссию следует на границе с Россией.

Официальный представитель госдепартамента США Хезер Науэрт практически поддержала эту позицию, объявив, что миротворческие силы «должны иметь широкий мандат для обеспечения мира и безопасности на всей территории юго–востока Украины, включая границу с Россией».

В российском МИД напомнили, что, предлагая привлечь миротворцев в Донбасс, Москва прежде всего хотела обезопасить наблюдателей

ОБСЕ, работающих на линии соприкосновения украинских войск и ополченцев. Поэтому миротворческий контингент ООН следует размещать именно там.

Надо сказать, что менять свою позицию Москве нет никаких резонов. К этому не вынуждает ни внутриполитическая ситуация, ни положение дел в Донбассе. Что же на таком фоне означает оживление разговоров о поставках летального вооружения Украине?

Пресс–секретарь российского Президента Дмитрий Песков ответил на этот вопрос совершенно однозначно: «Насчет этого мы неоднократно уже заявляли достаточно ясную и однозначную позицию, что подобное решение, конечно же, не будет способствовать урегулированию конфликта на юго–востоке Украины — раз. И второе — деэскалации напряженности».

К сожалению, металл уже зазвучал в голосе некоторых дипломатов, которые по своему статусу должны быть приверженцами мира. Наверное, многие обратили внимание на выступление американского спецпредставителя Волкера на только что прошедшей в Киеве конференции «Ялтинская европейская стратегия». Курт Волкер достаточно жестко высказался против российского плана ввода миротворцев в Донбасс, но за летальное оружие для Украины. А выраженное госдепартаментом пожелание об установлении некими международными силами контроля над границей с Россией ставит минские соглашения с ног на голову. Ведь о контроле над границей в них говорится после выполнения таких задач, как амнистия ополченцам, выборы в Донбассе...

Увы, сегодня мало кто верит, что президенту Петру Порошенко удастся выполнить эти условия. Определенная, воинственно настроенная часть киевского политикума подталкивает его к введению на юго–востоке страны военного положения. И первым шагом к этому служит внесенный ранее законопроект о реинтеграции Донбасса, который Верховная рада планирует рассмотреть в осеннюю сессию. После этого наблюдатели предрекают обострение ситуации в зоне военных действий.

Наверное, с этим фактором связаны телефонные переговоры Ангелы Меркель с Владимиром Путиным, в ходе которых Путин и согласился расширить зону присутствия миротворцев не только на линии разграничения, но и шире, где потребуется обеспечить безопасность миссии ОБСЕ.

Собственно, теперь слово за лидерами Евросоюза, которые в отличие от США подписывали минские соглашения. И думается, отказаться от них они не готовы и сейчас, когда давние противоречия в подходах к урегулированию конфликта вышли на уровень ООН.

Не случайно опытный дипломат и эксперт по вопросам внешней политики Вольфганг Ишингер, который руководит влиятельной Мюнхенской конференцией по безопасности, стал своего рода антиподом американского спецпредставителя на конференции «Ялтинская европейская стратегия». По его словам, недавнее заявление Президента Путина о согласии на ввод международных миротворческих сил в Донбасс свидетельствует, что российская позиция «действительно изменилась» и Западу следует «тщательно проверить», может ли из этого получиться что–то перспективное. Это важно не только для Донбасса, а в конечном итоге — и для отношений между Западом и Востоком в целом. Ишингер особо подчеркнул, что это как раз и является хорошей дипломатией. Совершенно неправильной, плохой дипломатией, по его мнению, было бы просто отмахнуться от этого российского предложения.

Очень своевременное замечание накануне политических дебатов на Генассамблее ООН, которые открылись как раз вчера.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter