Репетитор, айтишник, директор агентства и PR-менеджер — о своей работе на удаленке

Рабочий график в домашнем интерьере

Еще до объявления в мире пандемии коронавируса удаленная работа считалась модным трендом, пришедшим из IT-сферы. Казалось, зачем ходить в многолюдный офис, когда можно отвечать на письма или писать код на экране своего лэптопа, сидя при этом в любой точке планеты — будь то лазурный берег моря или заснеженное подножье горы. Сегодня руководители некоторых компаний всерьез задумались о том, чтобы перевести своих сот-рудников на удаленку. Корреспондент «Р» пообщалась со специалистами, которые сейчас работают именно в таком режиме.

Фото Александра Кулевского

«БУДИЛЬНИК ЗВОНИТ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ»

Специалист по связям с общественностью Виола Колесникова вместе со своими коллегами уже третью неделю работает из дома. Причем договорились в эти дни выходить на улицу только в случае необходимости.

— Зарплата сохраняется полностью, потому что объем задач остался прежним. Мы регулярно созваниваемся, проводим онлайн-митинги, чтобы все было максимально приближено к рабочей обстановке. Я даже будильник не переводила — он звонит как обычно, будто мне нужно собираться в офис. Тем более молодой человек, с которым я живу, просыпается на работу, и мы вместе завтракаем — нет возможности дольше поваляться в кровати. 


Когда-то девушка уже работала на удаленке и хорошо помнит, как сбила свой режим: ложилась спать в 3 ночи, а просыпалась в 12 дня. 

— Мне бы не хотелось повторять тот печальный опыт, поэтому стараюсь держать себя в руках: я знаю, что в 9 нужно сесть за компьютер и решать рабочие вопросы. К счастью, за все это время не сорвалась ни разу. Рабочее место себе обустроила, но не сижу за столом все 8 часов.

По мнению Виолы, у работы из дома есть свои преимущества. Например, возможность заняться чем-то полезным в перерыве, а не листать ленту в Instagram.

Виола КОЛЕСНИКОВА обустроила себе рабочее место. 
ФОТО ГЕРОИНИ МАТЕРИАЛА 

— Очевидно, что даже в офисе люди не сидят за компьютером все 8 часов, они отвлекаются на кофе, разговоры. А когда ты дома, досуг становится интереснее. Я, например, занимаюсь йогой или просто мою посуду — это все равно лучше, чем просто смотреть в монитор. Но вообще, сейчас больше работы ложится на плечи менеджеров, они должны координировать сотрудников и проверять, чтобы те реально занимались делом, а не смотрели телевизор. Но все зависит от человека: лично мне совесть не позволила бы обманывать начальство и говорить, что я работаю, в то время как ничего не делаю. Каждый день передо мной стоят задачи, которые нужно выполнить, четкое понимание этого помогает. Хотя первое время, не скрою, замкнутость в четырех стенах давила: казалось, постоянно болит голова, спина. Но сейчас все хорошо, я поняла, что легко могу справиться с любыми условиями труда.

«РАБОТАЕШЬ — ЗАРАБАТЫВАЕШЬ, ЭТО ХОРОШИЙ МОТИВАТОР»

Елене Гайко 29 лет. Вот уже полторы недели девушка удаленно работает репетитором по английскому языку — ведет групповые онлайн-занятия на платформе Zoom.

— Мое руководство не устраивало жесткий карантин, просто предложило студентам такую альтернативу. Ребята помоложе довольны, им так даже удобнее, а вот тем, кто постарше, пока трудновато быстро ориентироваться в компьютере. Но в целом все студенты с охотой перешли на новый режим. 


Сама девушка не расслабилась: говорит, просыпается как обычно, чтобы заранее подготовиться и все проверить перед занятием.

— У меня все хорошо с самодисциплиной, на мелочи отвлекаться некогда. Я прекрасно понимаю, что, если не работаешь, значит, ничего не зарабатываешь и не можешь обеспечить себе комфортный уровень жизни. Конечно, можно все бросить, читать книги, смотреть сериалы, но кто тогда будет меня кормить? — улыбается. 

Алена признается: если не выставить четкие рамки между домом и работой, можно эмоционально выгореть. Поэтому девушка обустроила для себя специальный уголок и все вопросы, касающиеся занятий, решает только там — даже разговаривает по телефону.

— А вот если я хочу посмотреть фильм, то делаю это на диване или кровати — главное, чтобы не за столом. И ставлю себе четкие дедлайны, которые ни в коем случае не откладываю, иначе завала по работе не миновать. Единственное, чего мне не хватает, — это живого общения: в аудитории я взаимодействовала со студентами, могла какие-то игры проводить, даже банально ходить между парт, а теперь только вижу их лица. Но ко всему привыкаешь.

Алена не только перешла на работу на дому, но и стала реже выходить на улицу. 

— Я руководствуюсь ответственностью перед людьми более старшего возраста. В силу молодости коронавирус может пройти у меня бессимптомно, а вот пожилые находятся в группе риска. Поэтому чаще пользуюсь доставкой продуктов, не посещаю массовые мероприятия. А когда не хватает воздуха, выхожу гулять вокруг дома.

«БЛИЗКИМ ИНОГДА СЛОЖНО ПОНЯТЬ, ЧТО ТЫ ЗАНЯТ»

Менеджер по разработке программного обеспечения в ЕРАМ Максим Юзва признается: работая из дома, старается соблюдать дисциплину — начинать и, что не менее важно, заканчивать вовремя. 

— Если с первым все понятно, то со вторым можно попасть в ловушку: когда есть лишнее время, то кажется нормальным «поработать еще немножко вечером и ночью». Но это неправильно, потому что потом ты будешь гиперуставшим и не сможешь вернуться в обычный режим. 


Сосредоточиться дома, говорит Максим, очень непросто: как минимум рядом есть близкие, которым иногда сложно понять, что он занят. Поэтому важно иметь отдельное место для работы, желательно за закрытой дверью. 

— Я стараюсь исключать все посторонние звуки вроде фоновых сериалов или видеороликов. Наушники с шумоподавлением очень хорошо изолируют от всего, в том числе и от соседей. Настраиваться на работу помогают традиционные ритуалы, к примеру, сходить в душ перед работой, позавтракать, одеться — все как в офисном дне. А чтобы оставаться продуктивным и не отвлекаться, мы с командой во время онлайн-звонков включаем веб-камеры.

В целом молодой человек сейчас снизил свою социальную активность и оставил только те вещи, которые помогают ему себя хорошо чувствовать: прогулки в парке вечером и посещение тренажерного зала ранним утром, когда мало людей.

«ОТКАЗАЛИСЬ ОТ АРЕНДЫ ОФИСА»

Минчанка Камилла Жибуля владеет тремя бизнесами, один из которых — digital-агентство с внушительным штатом сотрудников. На удаленку девушка перевела всю команду:

— У нас и без того был плавающий график и рабочий день по 6—7 часов, поэтому решение далось безболезненно. Коллектив проверками не мучаю, для этого есть мене
джеры, но все заинтересованы в общем успехе, поэтому подгонять никого не нужно. Два раза в неделю мы созваниваемся, я читаю их микроотчеты. Зарплата ни у кого не упала, мы об этом сразу договорились. Единственное кардинальное изменение — мы отказались от офиса: владелец предложил сохранение старой цены на два месяца, но я не вижу смысла платить 1200 рублей в месяц за пустые стены, где никого нет. Когда ситуация выровняется, переедем в новый.

Сама девушка от необходимости работать дома не в восторге, но она уверена: лени не существует, это лишь защитная реакция организма от бессмысленных действий.

— У меня квартира-студия и нет отдельного пространства, которое можно организовать под рабочее место — это неудобно. Но зато на удаленке хорошо расставляются приоритеты, ты занимаешься тем, что действительно интересно. В целом я практически перестала ходить в рестораны, театры, кино и даже спортзал — соблюдаю самоизоляцию, насколько могу.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter