Популярность подержанных автомобилей растет

Пробег хорошо пошел

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в мае дилерские центры продали 3884 новых автомобиля. Это на 407 машин меньше, чем в апреле 2021 года, но на 1094 экземпляра больше, чем в мае 2020-го. Первое и второе места на пьедестале занимают соответственно Kia Rio Sedan (продано 381 авто) и Lada Vesta (378). Третье место досталось Volkswagen Polo Sedan (297 авто). Конечно, в сравнении с провальным прошлым годом белорусский авторынок показывает определенные признаки активизации — весной было отыграно около 12 % в объемах продаж. 

Белорусский автопром набирает обороты

В целом за первый квартал текущего года продажи новых автомобилей просели почти на 42 % относительно аналогичного периода ­2020-го. Как отметил председатель правления БАА Сергей Михневич, тенденция падения рынка в первом квартале была очевидна и прогнозируема. Подобный объем продаж отмечен и во втором квартале минувшего года, когда пришла первая волна пандемии. 

Сегодня на авторынке мы наблюдаем как последствия эпидемии, так влияние на уровень продаж других факторов. Например, сокращение кредитования снизило спрос на новые автомобили, но значительно оживило интерес к машинам с пробегом. Эксперты отмечают, что парадоксом стал и дефицит некоторых валообразующих моделей, который сформировался на конвейерах многих автопроизводителей в связи со сбоями логистических связей из-за пандемии, а также по причине сдержанного планирования производства и закупок новых машин дилерами из-за пессимистичных прогнозов развития рынка в этом году. 

На фоне падения продаж зарубежных марок реализация автомобилей белорусской сборки выглядит намного оптимистичнее: модели Geely фактически вплотную приближаются к лидерам рынка. Некоторые довольно скептически относятся к результатам продаж Geely, утверждая, что эти автомобили покупают в основном госучреждения и предприятия. Однако Сергей Михневич заверяет: машины белорусской сборки показали себя с наилучшей стороны по увеличению продаж и доли рынка, который составляет пока 17,4 %. Подтвердили положительную тенденцию и на самом заводе: рассказали, что доля физлиц, приобретающих Geely на белорусском рынке, — 60 %. По российскому рынку, на который предприятие поставило 13 512 машин на 188,7 миллиона долларов, таких данных нет. А в модельном ряду в Беларуси больше всего было продано Geely Atlas — 3235 автомобилей. Несмотря на пандемию, производителю удалось на треть нарастить объемы продаж на отечественном рынке. 

Ориентация на second hand

Сегодня покупатели пристально присматриваются к вторичному рынку. Эту версию подтверждает и то, что цены на машины с пробегом растут и образовался определенный дефицит таких автомобилей, реализуемых, кстати, дилерами. Итак, ситуация налицо: новые авто продаются вяло. По мнению экспертов, продажа бюджетной машины приносит сегодня автосалону не более 300 долларов, в то время как реализация подержанной может сулить прибыль до 500, а то и больше. Это и стало причиной того, что дилеры более активно развивают свои направления по продаже б/у автомобилей. Сейчас ценовая политика здесь хорошо отражает уровень покупательской способности граждан: самый популярный сегмент — четырехколесные экземпляры до 10 000 долларов в эквиваленте. 

Традиционно продолжают уверенно и неутомимо бегать по нашим дорогам такие иномарки, как «Ауди» и «Фольксваген». Они находятся в лидерах, а различные модели БМВ остаются популярными у молодых энергичных владельцев, в том числе увлеченных жестким дрифтом и гонками. 

Не сдают своих позиций и представители французского автопрома, в особенности «Пежо», которых отличают довольно крепкие кузова и надежные дизельные моторы. Среди подержанной техники автомобилей, представленных сегодня на рынке, присутствуют и те, которые недавно приехали из-за границы. И «Рено» с «проходным» 1,5-литровым дизелем среди них — абсолютный бестселлер. Дело в том, что лидеры продаж новых машин у автодилеров («логаны», «сандеро», «дастеры», «каптюры») со временем пополняют рынок и подержанных авто. А сегодня вывод однозначен: рост предложений тут будет только расти. 

На рынке запчастей до сих пор доминируют те же «немцы», в особенности «Ауди» и «Фольксваген», демонстрируя традиционную живучесть кузовов. Владельцы давно поняли: такие машины, например, 80-х годов прошлого века выпуска могут сохраниться несравнимо в лучшем состоянии, нежели «корейцы» 2000-го. По этой причине и высокий спрос на запчасти: пока кузов будет способен выдерживать установку и эксплуатацию новых узлов и агрегатов, эту возможность будут использовать, как говорится, по полной. 

В преддверии отложенного спроса

По мнению экспертов, март, апрель и особенно май — самый активный период для продаж автомобилей. В настоящее время мы наблюдаем вялотекущий спад. Осознавая, что машина все-таки не является предметом первой необходимости, многие водители откладывают серьезную покупку «на потом», способствуя аккумулированию эффекта отложенного 

спроса в условиях неопределенности. То же самое касается и потенциальных продавцов, которые не спеша мониторят цены и считают, что, пока финансовое положение более-менее позволяет, торопиться не стоит — цены могут подрасти. 

Что же ждет авторынок до конца года? Продажи новых авто вряд ли пойдут вверх, и вовсе не факт, что реализация сможет превысить объем минувшего года. А вот популярность подержанных машин стремительно растет: активно продаются экземпляры как за несколько сотен долларов, так и за несколько десятков тысяч, включая дорогие электромобили с американских аукционов. Рынок диверсифицировался, и 2021-й можно смело называть годом ­бэушных автомобилей. 

В ТЕМУ

Статистика ГАИ свидетельствует, что в стране зарегистрировано немалое количество всевозможных моделей старых «жигулей». С одной стороны, это абсолютно верно. А с другой, посмотрите, много ли на городских улицах и автомагистралях таких машин? Редкость. Парадокс прост: большинство из них давно стоят на одном месте в городских гаражах и деревенских сараях, но продолжают числиться в базе. А те, что более-менее на ходу, зачастую привлекают лишь некоторых сельских жителей в качестве… повозки! Недавно стал свидетелем разговора двух мужичков в Оршанском районе. Один говорит: «Куплю какую «копейку-двойку» — она и копейки стоит…» Второй: «Зачем тебе она? Чтобы техосмотр пройти, надо вложить огромные деньги!» А ответ был такой: «Дрова заготавливать или что-то в деревне перевезти — самое то!» Конечно, такие разговоры популярности марке не прибавляют. Но надо быть справедливыми реалистами: на древних «жигулях» еще хоть дрова возить можно. А что делать, например, с древними «опелями»? Они не только сгнили в гаражах, но и рассыпались. Не стоит ничего возводить в абсолют, так как факт — вещь упрямая. Поэтому на такой формальный принцип отбора по популярности, как число зарегистрированных автомобилей, ориентироваться нельзя — объективный подход всегда подсказывает сама реальность.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter