60 белорусских семей в этом году переселились в другой регион страны ради работы с предоставлением жилья

Приезжайте, вам здесь рады!

Хорошая работа с предоставлением жилья: все больше семей пользуются возможностью переселиться в другой регион с гарантированным трудоустройством

Мобильность в наше время, согласитесь, весьма ценное качество. Особенно если на подъем легка вся семья. Ведь никто не застрахован от ситуации, когда возникли проблемы с работой, а там, где вы живете, нужных вакансий нет. Или они по каким-то критериям перестали вас устраивать. В таком случае стоит вспомнить о трудоустройстве с переселением и предоставлением жилья — есть такая форма работы у государственной службы занятости. В первом полугодии текущего года ею уже успешно воспользовались 60 белорусских семей.

Как профессия может менять место жительства, и порой кардинально, каковы условия переселения и какие отрасли чаще используют такой формат решения кадрового вопроса — узнала корреспондент «Р».

Михаил и Наталья ГОРБАТОВСКИЕ переехали из Минска в Пуховичский район.

Из столицы — в агрогородок

27-летняя Наталья Горбатовская и ее муж Михаил уже полгода живут и работают в агрогородке Сергеевичи Пуховичского района. Она оператор машинного доения, он тракторист-машинист на молочно-товарной ферме сельскохозяйственного предприятия «Зазерка». Вместе с детьми — девятилетним Данилой и четырехлетней Линой — перебрались сюда в феврале из Минска.

— Последний год мы сознательно искали работу в сельской местности с предоставлением жилья, — рассказывает Наталья. — Сами мы из деревни, но в столице оба оказались из-за так называемых перспектив. Меня позвал брат, который живет в Минске, сразу после того, как я разошлась с мужем. Мол, возможностей трудоустройства в столице много, не пропадешь, а первое время приютим вместе с малышами у себя, пока подыщешь подходящий вариант съемного жилья… Я решилась. И совсем неожиданно в Минске ко мне пришло личное счастье — я познакомилась с Мишей. Это была любовь с первого взгляда. Мы поженились, сняли квартиру и стали жить там с детьми.

Молочно-товарная ферма — нынешнее место работы Натальи ГОРБАТОВСКОЙ.

С милым, говорят, рай и в шалаше. Зарплата у кормильца семьи, который работал трактористом-машинистом на стройке (по меркам самих Горбатовских), была «очень приличная», и Наталья работала тоже. Но из семейного бюджета больше тысячи рублей уходило на аренду жилья и оплату коммунальных.

— В квартире, которую мы снимали, никто не был прописан, тарифы на свет и воду огромные, и хозяйка частенько поднимала плату, не предупреждая об этом заранее, — вспоминает собеседница недавнее столичное прошлое. — Я жила в напряжении, что не хватит денег все оплатить. В один прекрасный день мы пришли к выводу, что отдавать такие большие деньги просто за место под солнцем не стоит.

Наталья признает, что в вопросе выбора работы, конечно же, Минск с периферией не сравнить:

— Я успела поработать и в детском саду помощником воспитателя, и на частном мясокомбинате, и кухонной рабочей. Все искала вариант, чтобы к детям в случае чего можно было сорваться: с тех пор как их оформили в школу и детский сад, стали часто болеть… Все эти сложности только укрепили наше решение уехать в деревню.

Наталья ГОРБАТОВСКАЯ считает, что в своем доме обязательно должна быть собака.

Наталья подчеркивает: семья искала именно постоянную работу.

— Хотелось, что называется, корни пустить, — улыбается она.

В одном из хозяйств, куда супруги приезжали на собеседование, их предупредили: прописывать в доме, который им предоставят, сразу не будут — вот, мол, год отработаете, посмотрим, кто вы такие есть, а там видно будет. От этого варианта Горбатовские отказались.

— Мы понимаем: каждый руководитель не хочет лишний раз вкладываться в людей, которые как перекати-поле, — говорит Наталья. — А на лице ведь у нас не написано, что мы на постоянку, с самыми, как говорится, серьезными намерениями.

В КСУП «Зазерка» Горбатовские нашли что хотели — руководство пообещало дом и регистрацию, только работайте на совесть. Быстро оформили все документы, прошли медкомиссию, предприятие выделило машину на переезд. Так все члены семьи стали полноправными жителями агрогородка Сергеевичи.

Сельский труд молодых не пугает — оба родом из деревни.

Доярка с дипломом швеи

Держим путь на молочно-товарную ферму — узнать, довольны ли здесь новыми работниками. Заведующая Галина Зинович как раз на месте.

— Да эта девушка просто скоростная! — положительно характеризует она Наталью. — Трудолюбивая, ответственная. И муж золотой — он ей и на утренней дойке порой подсобит, и на вечерней.

— Тоже доить умеет? — удивляюсь я.

— А как же! Деревенские мужья все должны быть с коровами на ты! — смеется Галина Николаевна.

Интересуюсь у Натальи, не сожалеет ли, что ее диплом швеи-модельера-демонстратора одежды теперь можно разве что коровам показывать.

— Ничуть! — отвечает. — У меня мама была дояркой, поэтому для меня ферма — занятие не менее почетное, нежели какое другое. В любом деле есть плюсы и минусы. За швейной машиной спина ноет, глаза устают. С коровами свои сложности: руки, бывает, от напряжения после дойки тяжело поднять, и детей на руки вечером не могу взять. Но зато я утром сбегала на ферму, сделала свою работу — и могу по хозяйству хлопотать, с детьми поиграть, а вечером снова на дойку.

Михаила застаем на разгрузке кормов. Словоохотливостью он не отличается: сообщает, что хоть техника в хозяйстве послабее и зарплата поменьше, ему здесь нравится. Переселенец машет рукой (мол, сейчас горячая пора) и, подняв столб дорожной пыли, уезжает на своем тракторе куда-то в поля.

Наталья предлагает сесть на их семейный транспорт — скутер, — чтобы показать дом.

— До нас, видно, там долго никто не жил, чувствовалось запустение, но мы не разочарованы, — делится она. — Три просторные комнаты, кухня, санузел и котельная. Единственный недостаток — в ванной сыреет стена, но хозяйство уже занялось устранением проблемы. Зимой нас обеспечили топливом — в доме паровой котел.



А вот и дом под номером 38. Трава за калиткой аккуратно скошена, у забора качаются тонкие саженцы вишен — их весной посадили Горбатовские.

— Как только потеплело, занялись обустройством двора, — рассказывает хозяйка. — Разбили парник, вскопали огородик, завели кур и поросят. Ну и щенка взяли. Как без сторожевого пса при таком большом хозяйстве!

«Сторож» кубарем летит со ступенек крыльца. Вместо лая тоненько попискивает. Малышу Рексу всего несколько месяцев. Зато для детей, как утверждает мама, это большая радость. В городе они о собственной собаке могли только мечтать.

Саму ребятню, правда, застать не удалось: на лето их отправили к бабушке в Мядельский район. В детской комнате с корпусной мебелью — непривычная тишина.

— Знаете, мы переживали, как они приживутся в детском саду и новой сельской школе, — признается Наталья. — А оказалось, что им здесь понравилось больше, чем в столице. И педагоги, и ровесники. Первое, что заявил Данила, — что в сельской школе кормят намного вкуснее!

Деньги, которые выделил центр занятости на обустройство, семья потратила на оборудование нового дома. В прихожей — стиральная машина, в гостиной — диван.

— Если честно, то мы даже не рассчитывали на такую солидную материальную поддержку, — признается Наталья. — Мы ведь на двоих с Мишей получили около четырех тысяч рублей. Хотя, положа руку на сердце, скажу, что и без этих средств все равно сюда переехали бы.


Метры ветврачу и карьеру агроному

Поинтересовались и у других переселенцев Минщины впечатлениями о новой работе и новом жилье.

У 40-летнего Павла Синькевича одна из самых востребованных на рынке труда профессий — ветеринарного врача. Из Смолевичей он с женой и детьми уехал тоже из-за бесперспективности решения квартирного вопроса. Работал на СПК Смолевичского района, супруга — в школе, квартиру снимали в райцентре. На новом месте — на племенном заводе «Красная звезда» — под Клецком зарплата оказалась на 200 рублей меньше, чем на предыдущей работе, но зато за съем жилья платить не нужно. Семья теперь живет в доме, предоставленном хозяйством, — он в деревне Яновичи, что от работы в нескольких километрах. Площадью 67 «квадратов», газовое отопление, есть водопровод и канализация.

«В деревне все как-то более человечно», — считают новоселы Сергеевичей.

— Жена тоже нашла работу — трудится библиотекарем в Клецке, — рассказывает Павел Владимирович. — В школу в райцентре оформили и 15-летнюю Анну — в этом году она пойдет в свой новый класс. Так что у нас все хорошо.

А у агронома Ольги Вериго, которая переехала с мужем и двумя детьми из Полоцкого в Дзержинский район три года назад, карьера на новом месте даже в гору пошла. Она уже заместитель директора по производству ОАО «Крутогорье-Петковичи».

— На Дзержинщине я не только получила хорошую работу с высокой зарплатой, но и во всех отношениях улучшила свою жизнь, — говорит Ольга Петровна. — Нам выделили дом, по многим характеристикам превосходящий прежнее жилье, муж тоже в хозяйстве хорошо зарабатывает, дети пошли в школу, быстро освоились. Поэтому планируем здесь оставаться и дальше.

Скутер купили по поводу более счастливого этапа семейной жизни.

Для сельского хозяйства и не только

Как рассказала первый заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома Вера Борисевич, в среднем каждый год органы по труду, занятости и социальной защите Минской области содействуют переселению с трудоустройством почти трем десяткам семей. При переселении преобладает внутриобластная миграция. Только одна семья в этом году выехала за пределы региона.

— В основном люди стремятся переселиться в пристоличные районы. Там наиболее развита инфраструктура, есть больше возможностей для трудоустройства с более высокой заработной платой, — отметила специалист. — Вот статистика за первое полугодие — всего переселились семь семей. Причем из сельской местности в сельскую — четыре, из города в село — две семьи, а из сельской местности в город — одна семья.

Средний возраст переселившихся в Минской области — 41,3 года. Как правило, устраиваются по специальностям и профессиям сельскохозяйственного профиля: операторы машинного доения, трактористы, животноводы, заведующие фермами, зоотехники, водители. Но есть и люди без определенной квалификации.

А вообще практика переселения с трудоустройством в Беларуси существует с 1996 года. Безработных переселяют на основании информации о наличии вакансий с предоставлением жилого помещения, заявленных нанимателями в общереспубликанском банке вакансий (сайт www.gsz.gov.by). Банк формируется и обновляется по информации управлений по труду, занятости и социальной защите райгорисполкомов. Дополнительно сведения о переселении размещаются на информационных стендах, печатаются в районных газетах, регулярно озвучиваются по радио, телевидению, проводятся специальные ярмарки вакансий.

ЦИФРА

Больше всего семей, сменивших работу и прописку благодаря службе занятости, на Витебщине — 22. В Гродненской области — 14 семей, в Минской и Могилевской областях — по 7, в Гомельской — 6, в Брестской — 4 семьи. В основном переселение происходит в пределах одной области. Доля внутриобластной миграции составляет чуть более 80 процентов.

ОДНОЙ СТРОКОЙ

В текущем году обрели сельскую прописку и трудоустроились девять белорусских семей, ранее проживавшие в крупных городах.

ФАКТ

Какие профессии востребованы у нанимателей, которые ищут работников и готовы предоставить им жилье? Животноводы, операторы машинного доения, трактористы-машинисты, водители автомобиля, операторы свиноводческих и животноводческих ферм, зоотехники и ветеринарные врачи. Этот тренд подтвердился и в первом полугодии 2021 года. Больше всего трудоустроено животноводов и операторов машинного доения, чуть меньше — трактористов-машинистов, полеводов, агрономов, инженеров и операторов по искусственному осеменению животных. Единичные случаи трудоустройства по таким специальностям, как главный агроном, ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер. Средний возраст переселенцев по стране — 37 лет.

КОМПЕТЕНТНО

Олег Токун, начальник управления политики занятости Минтруда и соцзащиты:

— Переселение на новое место жительства и работы стабильно пользуется спросом в нашей стране. Ежегодно при содействии службы занятости этой возможностью пользуются около 140 семей. В прошлом году цифра была чуть меньше — 121 семья. Однако это вызвано временным фактором — напряженной эпидемиологической ситуацией.

Безработным, переезжающим на новое место жительства и работы, государство оказывает материальную поддержку. Во-первых, им выплачивают денежные средства в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума. Во-вторых, возмещаются затраты на переезд: расходы по проезду, перевозу имущества, дополнительные личные расходы (суточные) за время нахождения в пути. В-третьих, если граждане уезжают из больших городов в малые, средние города, сельскую местность или города-спутники, то им дополнительно полагается сумма в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума (сейчас БПМ равен 273,27 рубля).

Для переселяемых есть условие: они обязаны отработать один год на новом рабочем месте. Стоит также учесть, что воспользоваться материальной поддержкой при переселении с трудоустройством можно только один раз. В стране ведется база таких семей.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter