Фермер Виктор Славецкий: у каждого в жизни есть свой сад

Пора цветения

Лепельские предприниматели Виктор Славецкий и Виктор Быков успешны в своем деле и преданы малой родине

Помните народную мудрость про трех сыновей, сад и дом настоящего мужчины, суть которой заключается в том, что каждый человек должен быть хозяином и в личной жизни, и на родной земле? Вот только получается это, увы, далеко не у всех. Лепельчанин Виктор СЛАВЕЦКИЙ из числа счастливчиков, тех, кто ясно видит день будущий и четко знает, чего от него ждет. Вот таким мне показался уверенный в себе и непоседливый по натуре один из самых успешных фермеров Лепельского края.

Фермеры-компаньоны Виктор Быков и Виктор Славецкий.

Земля активно работает

Едем в отдаленную деревню Кривцы. Всего километров 20 от райцентра, а кажется, будто попал в нетронутый цивилизацией край. Небольшая деревенька удивляет фантазией ее обитателей. Здесь есть и избушка на курьих ножках, принадлежащая Бабе Яге, и стилизованный кордон с пропускной будкой и пушками во дворе. Так экспериментируют владельцы агроусадеб. А сразу за деревней ухоженные плантации с ровными, как под линеечку, рядами плодовых деревьев и саженцев. Это и есть фермерские владения.

Поймать Виктора Славецкого на многочисленных пятачках непросто. Направляемся туда, где сконцентрирована основная техника. Так и есть, хозяин здесь — руководит процессом посадки молоденьких яблонь. И нас с ходу вводит в курс дела:

— Это «орловим» — хороший позднелетний сорт яблони. Получен в результате скрещивания «антоновки обыкновенной» с сеянцем яблони летнего созревания. Отличный сорт, высокоустойчивый. Для северного региона самое то.  Вообще у нас насчитывается свыше 60 сортов яблонь. А еще груши, алыча, всевозможные сливы: красные, желтые, синие, фиолетовые, розовые… У каждой свои вкусовые особенности и свои почитатели. 


За трактором тянется ровненькая борозда. Оператор, сидя в кресле между плугами, раз за разом, как на конвейере, устанавливает в подготовленные лунки гибкие стебли молодых саженцев, которые тут же укрываются землей.

— Без автоматики не справились бы с такими объемами, — Виктор Славецкий приглашает к участию в разговоре своего партнера Виктора Быкова. — А так у нас на двоих уже 100 гектаров земли. Четверть площадей занято садом, треть — питомником. И активно занимаемся ягодниками. 

С ориентиром на рынок

Труд садоводов не настолько сладок, как их продукция. Вот на клубничных полях трудятся женщины. Их задача — максимально очистить землю от прошлогодней листвы и сорняков, чтобы клубничные посадки быстрее набирались сил и готовились к фазе цветения. Чуть дальше замечаем ряды малины, ежевики, смородины, крыжовника.

— Плантации крыжовника в этом году увеличили почти втрое. Ягода радует, — отмечают хозяева. — Даже сократили площади красной и черной смородины в ее пользу. Крыжовник более морозоустойчив, неприхотлив, да и на рынке востребован. Его с удовольствием, как и саженцы яблонь, берут для реализации на российский рынок. Правда, в связи с пандемией сейчас экспортные объемы немного упали. Если раньше у нас в Смоленской, Псковской и Белгородской областях было до 15 партнеров-реализаторов, то теперь всего пять. 

Виктор Славецкий оптимизма, вопреки коронавирусу, не теряет. Для людей, увлеченных делом, границ нет. Отрабатываются иные варианты поставок. Сейчас лепельчане, если нужно, и сами завозят на территорию России продукцию — со всеми положенными документами, фитосанитарными сертификатами. 

Ближе к берегу озера видим совсем юные посадки фруктовых деревьев. Эдакие маленькие пенечки, плотной шеренгой уходящие вдаль. 

Идет посадка саженцев яблони.

— И сколько времени нужно, чтобы из этого материала вырастить яблоню, получить первое яблоко?  

— Давайте из «детского сада» перей­дем в «школку», — тут же предлагает Виктор Александрович. «Школка» — это примерно метровые стебельки с почками. И выросли они, оказывается, всего за год. Первые яблоки тут созреют уже в нынешнем году, но считать это урожаем еще нельзя. Конечно же, такая скороспелость — характеристика далеко не каждого сорта. И хотя селекция поистине творит чудеса, чтобы дерево стало плодоносить, обычно нужно 2—3 года. 

— По специальности я техник-механик, — продолжает фермер. — Так что теорию и практику садоводческого дела постигал уже самостоятельно. Но сегодня у нас налажены тесные связи с учеными Института плодоводства НАН Беларуси, с их польскими коллегами. За истекшие годы изучил опыт работы фермеров-садоводов в Германии, Голландии, США. 

А как Виктор пришел в фермерство? Родился на границе с Березинским биосферным заповедником, в деревне Острово. Вырос в многодетной семье: 

— У нас всегда было большое хозяйство, обширные наделы земли и собственный сад. Потом лет 10 работал мастером в Лепельском аграрно-техническом колледже. А в начале 1990-х, когда повсеместно стали создаваться кооперативы, мы с коллегами-единомышленниками решили открыть свое дело. Стартовали с 3 гектаров земли, а сейчас и сотни маловато.

Господдержка обеспечена

Земельные наделы, которые выделены под КФХ Славецкого и Быкова, отличными не назовешь. Скорее, это мелкоконтурные неудобицы, разбросанные среди кустарников и заболоченных участков. Кстати, чтобы повысить их плодородие, фермеры провели масштабные мероприятия по осушению. Выкопали цепь каналов, разбили пруды, в которых, между прочим, теперь есть рыба. 

— Когда-то был далек от рыбалки, — признается Виктор Александрович. — Но потом партнер (кивает в сторону Виктора Быкова. — Прим. авт.) заразил этим делом. И правда, грех не пользоваться моментом. У нас же здесь два озера, соединенные каналом-проливом. Так что на одном из берегов у меня всегда лежит удочка и стоит рыбацкий короб — в свободную минутку стараюсь тут отдохнуть… 

Живет Виктор Славецкий, как и его тезка Быков, в самом Лепеле. Иногда за день приходится раза 3—4 смотаться на угодья туда и обратно. Так почему же для своего хозяйства садоводы выбрали именно отдаленные Кривцы? 

 — Природа живописнейшая плюс экология. У нас с удовольствием работают местные жители, — довольны партнеры. — А летом еще студентов привозим клубнику и другую ягоду собирать. Молодежи раздолье — и покупаться могут, и за грибами сбегать. А наши жены представляют интересы КФХ на лепельском рынке — там у нас свой павильон. 

Фермеры не отрицают: без господдержки справиться было бы непросто. С райисполкомом работают в тесной связке. Дополнительные наделы земли получают без проблем. В хозяйстве есть необходимый набор техники: два больших трактора МТЗ и два маленьких. Кроме того, свой погрузчик, практически из металлолома собрали бульдозер. Сейчас в лизинг берут еще один «Беларус», будут наращивать объемы. 

Усилия их не напрасны даже в сложный пандемический период. Чистая витаминная продукция всегда пользуется спросом. Кстати, в прошлом сезоне фермеры реализовали свыше 240 тонн яблок (их с удовольствием берут местные санатории), до 20 тонн клубники, 8 тонн крыжовника и другую продукцию. Но больше всего хозяев радуют десятки тысяч ежегодно реализуемых саженцев — пусть и в Беларуси, и в России, отмечают они, будет много садов и счастливых людей… 

КОММЕНТАРИЙ

Генеральный директор Ассоциации «Белсадпитомник», заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь Анатолий КОРЕНЬКО:


— Питомник в деревне Кривцы — один из крупнейших и наиболее разнообразных в стране. Ежегодно здесь выращивают 100—120 тысяч саженцев плодовых и около 150 тысяч ягодных культур. Виктор Славецкий — заместитель председателя совета нашей Ассоциации. А в целом в «Белсадпитомник» входит 126 субъектов хозяйствования, почти половина из них — фермерские предприятия. Примечательно, что их количество в Беларуси неуклонно растет, а объемы увеличиваются — на долю фермеров приходится более 50 процентов всей выращенной в стране плодово-ягодной продукции и саженцев. 

Begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter