Какие методы дубровенского фермера помогают его хозяйству остаться на плаву

Получите сад бизнес-почтой

Сулейман Гаджиев совмещает в себе агронома, юриста, экономиста, организатора и даже дипломата
Фермерскому хозяйству «Фруктовый сад»  уже 15 лет, и за это время сад разросся с 5 до 30 гектаров. Сулеймана ГАДЖИЕВА знают даже за пределами Витебской области. А начинал садовод с должности агронома в ОАО «Восток-Чирино».


С фермером  встречаемся прямиком в его саду — он деловито, не теряя ни минуты, обрабатывает деревья к новому сезону. На 30 гектарах на окраине деревни Ляховка, что в Дубровенском районе, растут сливы, яблони, груши, чуть дальше — кустарники, их разведением Сулейман начал заниматься не так давно. Сбоку — небольшой навес для сортировки товара. Садоводством, говорит, увлекся еще в детстве:

— Родился в Губинском районе Азербайджана, где, как считают, самая плодородная земля. Семья держала огромный сад: вишни, черешни, персики. С семи лет и до армии помогал родителям. Еще при СССР приехал учиться в Беларусь в сельхозакадемию — здешнее образование в Азербайджане уважают. Окончил академию по специальности «агрономия» и приехал в Ляховку на должность агронома, правда, спустя несколько лет понял, что хочу заниматься садоводством.

В 2002 году Сулейман Гаджиев начал выращивать саженцы, а в 2004-м заложил первые 5 гектаров сада — в основном яблони, груши. Но даже с этими привычными нам фруктами было непросто: климат и микрорельеф местности не позволяют конкурировать с Гомельщиной и Брестчиной. Пробовал выращивать персики и абрикосы, но прибыли от них так и не дождался. Еще в саду — слива и алыча, правда, в маленьких объемах. А вот для ягод и кустов ляховская земля оказалась благоприятной — в саду фермера есть ежевика, черная малина, жимолость, клубника. Кстати, часть садов заложена за бюджетные средства — область и район выделяли дотации на топливо, удобрения.

Осматриваю сад: стройные деревья, некоторые обрезаны, стволы аккуратно побелены. Фермер занят круглые сутки:

— В этом году приступил к работам 10—15 марта — весна наступила рано. Закончил обрезать деревья, убрал ветки, обработал железным купоросом — это обязательно нужно сделать до того, как почки начнут распускаться. Кроме меня, здесь еще двое постоянных работников, которые получают зарплату (как средняя по стране), имеют отпуска и выходные. А на весну и лето нанимаю людей по договору подряда. Для меня же всегда есть работа — с 8 до 12 дня и с 14 до 17 вечера провожу время здесь. 

Хорошее подспорье в хозяйстве — техника. Опрыскиватель (новый стоит 12—15 тысяч долларов) Сулейману удалось раздобыть всего за 200 долларов в сельхозпредприятии около 14 лет назад. Привез из Москвы бочку и некоторые компоненты, самостоятельно собрал и теперь цепляет к трактору. В опрыскивателе разводит удобрения. Капризную теплолюбивую клубнику по осени подкармливает фосфором и калием. Другие растения обрабатывает 30-процентным раствором селитры, тонна которой обходится в 500 рублей. В прошлом году собрал 50 тонн яблок, которые продал меньше чем по 80 копеек за килограмм, — выручка позволила купить мотоблок. 

Кроме доходов, у фермера немало затрат. Например, удобрения: тонна мочевины стоит 700 рублей. Еще одна статья расходов — документы и накладные:

— Прежде чем отпускать товар, получаю декларацию соответствия: для этого в Ляховку приезжает санстанция и отправляет продукцию в Витебск на нитраты. Экспертиза одних только яблок для продажи — 300 рублей, а на исследование саженцев нужно потратить до 3 тысяч. Деревца проверяют на нематоды, вирусы, нитраты, затем они получают карантин. Уже сейчас отложил 3 тысячи рублей на эти цели.

Чтобы продавать товар на рынке, нужно тоже потрудиться: оформить сортовое свидетельство, регистрацию производителя, удостоверение и документы о том, что продукция прошла карантин. Все затраты входят в себестоимость продукции и потом окупаются. Фермер советует: всегда нужно стремиться пробовать что-то новое, а если не развиваться, успеха не жди. Поэтому продает не только фрукты и ягоды, но и саженцы — они-то и приносят основной доход хозяйству. Подсчитывает:

— Саженцы выращиваю дома — в саду нет охраны, легко можно залезть и украсть. Продаю оптом. Кроме стандартных яблонь и груш, предлагаю саженцы персика, абрикоса. Есть сорта, которые растут в Витебской области, хорошо зимуют на улице, и с них можно получить плоды. На рынке можно наторговать на 3 тысячи рублей за год, но на это нет времени — перешел на бизнес-почту. Стандартная посылка стоит 4 рубля за килограмм, за 15 килограммов — 11 рублей. Затраты на доставку окупаются стоимостью саженцев, поэтому через бизнес-почту зарабатываю до 5—6 тысяч рублей за год. Пусть подготовка одной посылки занимает два-три часа, но это того стоит. 

Еще один способ привлечь покупателя — интернет-магазин. Но с этим сложнее, ведь каталог следует постоянно обновлять, а там больше 150 позиций. Но и заработок приносит неплохой: до 12 тысяч рублей в год. Сулейман приглашает желающих — набрать ведро клубники или крыжовника стоит 18 рублей, а приезжают целыми семьями. Ягоды остаются им, их можно не только съесть, но и продать при желании. 

Неплохое подспорье фермеру — сотрудничество со школами и больницами. В Дубровно у Сулеймана есть склад — его бесплатно получили в пользование под бизнес-проект несколько лет назад. Сельчанин вспоминает:

— Когда появился склад, сразу предложил сотрудничество школам и больницам. Для них сделал скидки — покупать у меня стало выгоднее, чем возить из Орши. Продукция отлично хранится: есть вентиляция, все необходимое. Недавно распродал прошлогодний урожай яблок. Ни много ни мало 50 тонн по цене от 20 до 80 копеек за килограмм.

СУЛЕЙМАН уверен: без поддержки семьи вряд ли бы что-то получилось. Жена помогает ему на складе, сын, который работает в Минске программистом, создал сайт хозяйства и следит за его заполнением и обновлением. Дочь пока учится в Витебском государственном университете на учителя математики и информатики. И хоть дети не выбрали садоводческий путь, фермер не отчаивается:

— Если будет рабочая сила, можно увеличить производство в два-три раза. А там, глядишь, и дети подтянутся: мало ли, надоест работать за компьютером. Тем более у фермерского хозяйства есть филиал в деревне Боброво, им руководит мой брат Солтан, который работает в столице в Институте плодоводства НАН. Кстати, из нашей большой азербайджанской семьи вышло еще несколько садоводов. Но наследственность не секрет успеха: просто никого не критикую за собственные ошибки, а исправляю их. И совмещаю в себе юриста, экономиста, бухгалтера, дипломата, организатора — кто боится трудностей, в фермеры не идет.

haluza@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter