Сергей Михневич — о высоком спросе на машины отечественной сборки, онлайн-сделках и марках, которые навсегда ушли с рынка

«Пока открыты возможности лизинговых сделок»

Чем головокружительнее взлет, тем больнее ощущается падение — именно с такой ситуацией столкнулся отечественный рынок новых автомобилей. Прошлый год для дилеров стал успешным: салоны продали 65 000 машин. Войдя в кураж, продавцы рассчитывали повторить рекорд в новом сезоне. Стоит ли говорить, что коронакризис разрушил все планы. О рекордсменах по продажам, планах по развитию бизнеса и надеждах на осень корреспонденту «Р» рассказал председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.

Есть надежда на улучшение

— В последний раз мы с вами общались почти полгода назад, в разгар пандемии. Тогда вы были настроены не очень оптимистично и прогнозировали падение продаж у дилеров по итогам года на 40 процентов. С тех пор что-то изменилось?

— Прогнозы менялись несколько раз. Когда пандемия пошла на спад, ожидания у нас возросли, но сейчас они снова не очень оптимистичные: вторая волна набирает обороты. Сегодня дилеры говорят о падении на 20–30 процентов, это примерно та цифра, которую стоит ожидать по итогам года. Больших надежд, что рынок внезапно воспрянет, у нас нет. К примеру, во втором квартале этого года дилеры продали 9700 авто, а за тот же период прошлого — 17 900 машин. Благодаря несложным вычислениям мы видим, что реализация упала на 46 процентов. А вообще, с начала года участники БАА продали 35 500 авто, это на 18 процентов меньше, чем за восемь месяцев прошлого года (43 500 машин). 

— Наверняка сложно свыкнуться с такими цифрами после успеха в 2019-м?

— Да, мы определяем для себя прошлый год как лучший в истории отечественного авторынка, даже не знаю, когда получится подобраться к этому рекорду снова. 2019-й уникален также с точки зрения развития инструментов финансирования и продаж, они толкнули рынок вверх. В среднем около 60 процентов авто тогда удалось реализовать через лизинг и кредитование, сейчас же эти опции почти недоступны. Правда, сентябрь еще не закончился, у нас есть надежда на небольшое улучшение. Все-таки пока открыты возможности лизинговых сделок, которые активно используют юрлица.

— Как считаете, кто в этом году проиграл больше — автосалоны или продавцы машин с пробегом?

— Сложности затронули в равной степени всех. Когда у новых автомобилей происходит падение, в параллельном сегменте возможны успешные сделки и наоборот. Сжатие кредитования, которое есть сейчас, напрямую отразилось на работе дилерских центров. Думаю, в это время автомобили с пробегом будут пользоваться большим спросом, потому что они дешевле и без кредита их проще купить. Но на макроуровне ситуация затрагивает всех, нельзя сказать, что кто-то выигрывает намного.

Дилеры планируют продать в этом году около 40 000 авто. 

Новые инструменты рынка

— Автосалоны вынуждены подстраиваться под запросы рынка, поэтому многие дилеры ввели функцию «продажа онлайн». Насколько эффективным оказался этот метод?

— Данные по продажам онлайн пока не аккумулируются в БАА, но, по моим оценкам, это считаные сделки. Такие варианты реализовывались и доступны на рынке: теоретически человек может через компьютер организовать все так, чтобы авто привезли к его подъезду. Но на практике это встречается крайне редко. Скажем так, сегодня в интернете происходит основная часть этапов приобретения машины: клиент посещает сайты, сравнивает цены, технические характеристики и приходит в шоу­рум почти подготовленным. Но назвать это онлайн-сделкой нельзя: все-таки этапы продажи пока не настолько автоматизированы, в том числе и получение кредита. Есть моменты, которые удалось упростить, например, удаленное согласование кредитования, но этого недостаточно. Возможно, за онлайн-сделками будущее и этот сервис еще приглянется клиентам. 

— Как ситуация на рынке сказалась на ценах и какие прогнозы вы строите на ближайшее время?

— На стоимость авто будут влиять курсовые колебания, которые сегодня происходят в парах белорусский — российский рубль (по машинам российской сборки) и белорусский рубль — доллар/евро (по автомобилям производства третьих стран). Здесь работают объективные законы рынка, ведь товар покупается за валюту и ее курс не может не сказаться на ценах. О прогнозах по ценам я говорить не стану. 

Конечно, дилеры делают скидки. Как правило, если у продавца большой склад, ему выгодно реализовывать машины как можно быстрее. Поверьте, автодилеры никак не заинтересованы в поднятии цен, ведь это сказывается на спросе. Любые изменения даются очень тяжело, и продавцы бьются с заводами, чтобы не повышать стоимость. Более того, доходность от продаж далека от заоблачных цифр: салоны продают машины не для того, чтобы заработать, а чтобы потом обслуживать авто. Ту небольшую маржу, которую дилер получает на автомобилях, он отдает банкам для снижения процентных ставок по кредитам, а оставшиеся деньги тратит на общие расходы автоцентра. По большому счету ретейл живет за счет сервиса и почти не зарабатывает на продажах. 

С поставками новых машин проблем нет. 

Лидеры и те, кто позади

— Вы не исключали, что некоторые бренды вовсе исчезнут с рынка, не справившись с потерями после коронавируса. Аутсайдеры уже наметились?

— Не сказал бы, что прямо сейчас есть предприятия на грани закрытия. Бренды не могут исчезнуть совсем хотя бы потому, что им нужно обслуживать уже проданные авто. Они могут прекратить реализацию машин, но бросить клиентов один на один с машиной нельзя. В прошлом году в Беларуси и России прекратились продажи легковушек Ford, исчезли некоторые бренды китайского и корейского производства, например, SsangYong. В общем, рынок покидают те, кто продавал не очень много машин, но это не несет каких-то глобальных последствий.

— А кто сейчас лидер по продажам?

— Лучше всех себя чувствует Geely, это сейчас единственная марка, которая имеет возможность продавать авто с кредитованием Беларусбанка. В период, когда останавливаются другие бренды, Geely не успевает отгружать машины: в августе они заняли первое место по продажам. Еще неплохо себя чувствуют Lada и Renault, однако и они сильно потеряли в продажах: были лидерами в массовом сегменте, но сократили реализацию более чем в два раза. Для сравнения: Lada продала в первом квартале 3768 авто, а во втором — 1967. Renault реализовала 3182 машины в первом квартале и 1300 — во втором. 

— Как сейчас обстоят дела с поставками авто? Насколько сильно упал мировой автопром?

— Автопром восстановил поставки, но срыв кооперационных связей по всему миру замедлил вывод новых моделей на рынок. Хотя в сентябре я не слышу от дилеров каких-то жалоб, автомобилей достаточно. Единственное, у Geely сейчас дефицит: не хватает машинокомплектов, сформировалась очередь на определенные модели, потому что салон не ожидал такого всплеска продаж. 

— Какие вы видите перспективы рынка? Эксперты говорят, что рост заинтересованности в покупке автомобилей на фоне пандемии — международный тренд.

— Мы остаемся оптимистами, как-то ведь жили и при меньших объемах рынка. Даже если в этом году мы продадим 40 000 авто, это не катастрофа, примерно таким рынок был в 2017 году. А вообще, автомобилей за последние годы продано немало, на сервис они к нам приедут, а мы постараемся не поднимать цены на обслуживание. Когда падают продажи авто, дилеры наращивают объемы продаж услуг: все-таки клиенты реже меняют машины, их приходится больше эксплуатировать и тратиться на обслуживание. 

— Стоит сейчас покупать авто или лучше подождать?

— Любую покупку нужно делать с оглядкой на свои возможности осуществить ее не в ущерб базовым потребностям семьи. В обоих сегментах, будь то новые авто или машины с пробегом, есть доступные варианты. Но я не считаю правильным рассматривать авто как средство инвестиции. В любом случае я уверен, что у нас очень разумные люди, которые понимают: сейчас не лучшее время для безудержных покупок. А вообще, четвертый квартал всегда был успешным у дилеров: наступает время скидок в преддверии праздников, сделки набирают обороты. Не думаю, что этот год будет сильно отличаться, мы традиционно ожидаем оживления продаж. Даже если октябрь начнется негативно на фоне отсутствия кредитования, все равно, мне кажется, банки его возобновят, и тогда у людей появится возможность купить машину.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter