Подгнивший капитал

Любой капитал на рынке всегда стремится к одному — собственному росту. Это его суть, и исключений тут не бывает. Капитал должен расти, он не терпит убытков, заполняет собой все пустоты, уничтожает конкурентов.

Все, что делает любой бизнес, направлено только на одно — зарабатывание денег. Иногда это может быть не слишком очевидно, но это всегда так. Если бизнес занимается благотворительностью, за этим стоят или налоговые преференции, или реклама, но точно не желание просто отдать кому-то деньги. Осознанно действовать себе в ущерб бизнес не может в принципе. А если такое вдруг происходит, это может означать только одно: бизнес превратился в инструмент влияния и занимается не зарабатыванием денег, а решает некие иные задачи. В подобном случае он уже не может называться бизнесом. И так сложилось, что летом 2020 года многие бизнесы превратились в те самые инструменты влияния. Вот о них и поговорим. И сразу замечу: это не я решил и не я назначил. «Невероятные» сами составили список организаций, занявших активную политическую позицию, и этот список даже есть в общем доступе.


Symbal.by

Если уж говорить о политизированных бизнесах, то начать следует именно с этой компании. Ведь грань на самом деле очень тонкая. Никто не мешает законно зарабатывать деньги на некоей символике, чем, собственно, контора и занималась. Она не дотянула до основных событий прошлого лета в виде магазина, но сама по себе успела стать протестным символом. В основном реализуемая ими продукция была так или иначе связана с бчб-символикой и всем сопутствующим. Именно там и закупалось большинство титульных оппозиционеров. 
Сейчас в это уже верится с трудом, но еще совсем недавно бчб-флаги можно было просто купить в магазине. Сами же «невероятные» себе все счастье и испоганили.
Впрочем, платформа позиционирует себя еще и как некую просветительскую площадку. Еще в декабре 2019 года она попыталась провести «политический перформанс», тогда как раз в моде было призывать Россию ограничить свое влияние в Беларуси. Актер надел маску соответствующего политика, его товарищ вооружился метлой и гонял по улицам актера в маске и с флагом. Очевидно, по задумке, флаг должен был быть российским, но произошла накладка, его повесили не той стороной — получился флаг Сербии. И никто из снимавших ролик и размещавших его досадной оплошности не заметил.

Эта история, пожалуй, самый показательный пример, как вполне успешное некогда предприятие начало заниматься еще и политикой, а со временем полностью на нее переключилось, перестав быть бизнесом.

Mark Formelle 

Но есть и еще один очень интересный пример, когда погоня за прибылью чуть не выбила предприятие из правового поля. Небезызвестный производитель одежды Mark Formelle в самый разгар событий прошлого года сообразил, что спрос на продукцию с символикой коллаборантов, экстремистов и террористов есть, а предложения нет, и решил на этом спросе заработать, начав выпуск соответствующей одежды. Скольким людям эта одежда стоила штрафов, скольким поломала жизнь, подведя под статьи, история умалчивает. Однако поскольку среди клиентов большинство было нормальными людьми, подобный демарш вызвал такой шквал возмущения, что компании пришлось отключать комментарии в социальных сетях, а впоследствии сворачивать все начинания, связанные с обеспечением «невероятных» протестной одеждой. 
И если с точки зрения законов капитала ситуация вполне объяснима, то в рамки человеческой морали она никак не пролазит. 
Вы можете себе представить, чтобы в 1942 году некая советская фабрика начала производить одежду со свастиками и немецкую военную форму? Ну спрос же есть, немцы приближаются, можно будет им продать. Вот примерно такой фокус и попытались провернуть в Mark Formelle.

Да, люди были очень возмущены, общество у нас в целом все же здоровое, ситуация достаточно быстро вернулась в норму, но осадочек остался.

O’PETIT

Ну вот мы и подошли к самому интересному феномену — коллективному мелкому общепиту. Кофейню я взял просто для примера из-за популярности после пенетрации ­ГУБОПиК, а вообще таких кафе и кофеен более 60, они представляют собой очень интересное явление. Это как раз и есть та сфера бизнеса, которая просто не могла не поддержать «невероятных» и жаждала «перемен», совершенно не понимая, каких именно перемен она хочет. 

Собственно, те самые «невероятные» и являлись основной кормовой базой подобных заведений, идейно они были единым целым. 
Это поколение миллениалов, свято верящее, что если они будут постоянно продавать друг другу кофе по 50 рублей за чашку, то смогут поднять ВВП страны. 
И ведь не поспоришь… Но работали, зарабатывали, верили, что они лучше всех все знают и понимают… 

Однако вернемся к заслугам вышеназванной кофейни. Во время массовых беспорядков в это заведение забежало несколько координаторов протеста, которых преследовала милиция. И там не придумали ничего лучше, чем закрыть двери. То есть люди совершенно серьезно решили, что закрытая стеклянная дверь остановит милицию, преследующую преступников во время массовых беспорядков. Хорошо хоть не догадались закрыть глаза ладошками и кричать, что их теперь не видно. В принципе, это все очень ярко характеризует понимание жизни такими людьми. Да, вроде уже взрослые, но восприятие мира в чем-то предельно детское и наивное. 

И это касается не только O’PETIT, там все такие. Чего стоила, например, забастовка в поддержку «невероятных», когда выложили списки всех заведений, ее поддержавших. Я даже не знаю, как это можно прокомментировать, ну вот такой бизнес. И да, бороться с этим можно только образованием, не просто так сейчас вопрос встал о пересмотре школьных программ. Впрочем, не могу не отметить, что часть заведений на ситуацию смотрели адекватно и не претендовали на высокое звание «политического общепита».


Что посеешь, то и пожнешь

И раз уж заговорили о том, что корень многих бед лежит в образовании, нельзя не затронуть еще один очень важный сегмент бизнеса: частные школы и образовательные центры для детей. Я не буду приводить названия действующих школ, образовательная политика которых идет несколько вразрез с государственной, по той простой причине, что вопрос достаточно деликатный и заниматься им должны компетентные специалисты. Приведу только один очень наглядный пример. Не так давно за реабилитацию нацизма был задержан художник Алесь Пушкин. В гродненском «Центре городской жизни» была организована выставка его работ. И в том самом помещении, где располагалась экспозиция, проходили занятия с детьми. Нет, сейчас уже все хорошо, прокуратура возбудила уголовное дело в отношении руководителя центра Павла Можейко и самого Алеся Пушкина, а также иных лиц за «совершение умышленных действий, направленных на реабилитацию и оправдание нацизма», по ч. 3 ст. 130 УК. Да и частное учреждение «Центр городской жизни» ликвидировано в связи с грубым нарушением законодательства.

Но вы просто вдумайтесь в ситуацию: дети занимались в помещении, где находилась экспозиция, которой хватило на уголовное дело в отношении нескольких лиц и ликвидацию самого центра!
Это бизнес, на этом зарабатывают деньги. Но ведь предпочтения учителей и учредителей не могут не отразиться на учебном процессе. Если учитель мечтает видеть всю страну в бчб-флагах, он найдет способ донести эту мысль до детей, сможет подать исторические события в том ключе, который кажется верным именно ему. И если в государственных школах обучают по программе, то на частных курсах и инициативах возможно вообще все что угодно. Иногда до совсем диковатых случаев доходит. Могу напомнить, как в ООО, названном «Польская школа», чествовали нацистских преступников.
И речь сейчас идет именно о бизнесе, коммерческих структурах. Только вот бизнес этот очень тесно связан с образованием наших детей. И в некоторых случаях он может навредить государству гораздо серьезнее, чем производитель одежды и бунтующий общепит.

Подведем баланс 

События прошлого года действительно показали, что бизнес иногда может перестать заниматься своей основной задачей и превратиться в инструмент политического влияния. Но чем масштабнее и серьезнее бизнес, тем меньше он подвержен подобным метаморфозам. На крупных предприятиях принятие эмоциональных решений попросту невозможно, тогда как мелкий собственник вполне может поддаться эмоциям и угробить собственное дело в погоне за некими эфемерными идеями. Однако суть в том, что выживает сильнейший. Если ты принимаешь неверные решения, то в бизнесе тебе делать попросту нечего. 
Что действительно радует, так это факт, что вся эмоциональная волна, которой пытались смыть способность здраво рассуждать, не смогла подняться достаточно высоко и зацепила в основном малый бизнес, который своими демаршами нанес ущерб преимущественно самому себе. Ну согласитесь, забастовка кофейни или пиццерии — это даже звучит нелепо. А вот серьезные предприятия устояли, несмотря на все попытки их расшатать. Инциденты, конечно, были, но крупные организации, даже негосударственные, имеют слишком сложную структуру, дестабилизировать их гораздо труднее. 
Ну а бизнес так и останется бизнесом и будет пытаться зарабатывать деньги во всех доступных сферах. Естественный отбор продолжится, сильные вырастут, слабые уйдут. И полагаю, в следующий раз, когда бизнесу будут предлагать поддержать некие политические инициативы, многие предприниматели очень серьезно задумаются, а надо ли оно вообще. 

Рисунки Олега КАРПОВИЧА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter