В поисках утраченного: охотничий промысел на открытках и фотографиях конца XIX – начала XX века

Под покровительством Велеса

С древних времен люди занимались охотой. Этот промысел стал фактором эволюции человека, способствовал одомашниванию диких животных, совершенствовал орудия труда, а еще нашел отражение в духовной культуре, мифотворчестве, магии и чародействе. У славян был свой бог Велес, который защищал от сглаза и болезней всех животных, а заодно помогал и людям, жизнь и достаток которых от них зависели. 

Зубр. 1930-е годы.

Прежде чем отправиться на охоту, наши предки тщательно отрабатывали свое мастерство — изучали повадки зверей, упражнялись в точности и силе удара, доводя действия до автоматизма. А еще просили защитника всех охотников Велеса, чтобы помог вернуться домой с богатой добычей. 

Охота в прежние времена была своеобразной проверкой силы характера и физической выносливости. Особенно ценились такие качества, как взаимопомощь, смекалка, отвага. Об этом свидетельствует и поэма Николая Гусовского «Песнь о зубре». Помните строки: «…лепшая практыка воку, лякарства для вуха — высачка звера з яе пастаянным дазорам»?

Трофеи поставского охотника. Начало ХХ века.

Охота на крупных животных играла роль школы военной науки и физической подготовки. Любили охоту Владимир Мономах, Яков Полочанин, великий князь Ягайло, Радзивиллы. В исторических источниках упоминается, как, готовясь к затяжной войне с Тевтонским орденом, Ягайло и Витовт с рыцарскими отрядами и многочисленной челядью осенью 1409 года выехали в Беловежскую пущу и до весны охотились на зубров, туров, диких кабанов, лосей. Охота чередовалась с рыцарскими турнирами.

В средневековых документах упоминаются профессии, связанные с охотничьим делом: лесные стрельцы, ловчие, бобровники… Они служили в пущах, поддерживали в должном состоянии охотничье хозяйство, охраняли лесные ресурсы, знали о местонахождении дичи, выслеживали и отстреливали зверей. 

Беловежская пуща. Трофеи царской охоты. Начало ХХ века.

Наибольшее распространение получила промысловая охота с целью добычи шкурок куницы, бобра, белки или соболя, а также на диких копытных — косулю, лося, благородного оленя. Обычным делом считалась охота на выдру и бобра. В XV веке стоимость шкуры бобра равнялась стоимости одной-двух рабочих лошадей или двух-четырех коров. Бобры добывались с помощью капканов и бобровых псов — специально обученных собак. К слову, их стоимость приравнивалась к цене за одну корову. При охоте на белку и куницу применялись «узлайники» или лайки, которые ценились даже выше бобровых псов: до четырех рабочих лошадей за собаку.

В прежние времена охотники использовали лук со стрелами. На пушного зверя готовили стрелы с тупыми концами, чтобы не повредить ценную шкуру животного. Использовали также разные самоловы, капканы, петли. Как оружие шли в ход вилы, рогатины, копья. Позже начали использовать и самопалы, пистолеты и карабины. 

Беловежская пуща. Лоси. Начало ХХ века.

Распространение оружия привело к большему уничтожению дикой фауны. В начале XVII века с белорусских земель исчезли туры, в первой половине следующего столетия — дикие лошади. В начале XIX века были уничтожены благородные олени. Сложно поверить, что когда-то в белорусских лесах было обычным делом встретить лесного кота, черного зайца или лань. Эти виды животных были истреблены. 

В книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества — настольная и дорожная книга для русских людей» под редакцией В. П. Семенова-Тян-Шанского говорится: «Объектами промысловой охоты в белорусской области являются главным образом зайцы, дикие утки, тетерева, глухари, рябчики, бекасы и некоторые другие мелкие породы птиц. Но при этом надо заметить, что количество их с каждым годом уменьшается». Состояние промыслово-охотничьей фауны описывается так: «В Витебской губернии количество зайцев и птиц значительно уменьшается вследствие хищнической и несвоевременной охоты, истребления лесов и уничтожения яиц и выводков пастухами и детьми. В Минской губернии количество животных уменьшается по тем же причинам. В Могилевской губернии вырубка и расчистка лесов способствовала уменьшению промыслово-охотничьей фауны, а свирепствовавшая в 1893 году оспа поубавила зайцев, в Смоленской губернии тетерева и рябчики сильно уничтожаются промышленниками». 

Беловежская пуща. Дикие кабаны. Начало ХХ века.

Чтобы как-то регулировать охоту, определенные ограничения на вход в чужие владения с оружием устанавливал Статут Великого Княжества Литовского. Самый большой штраф назначался за убитого зубра, меньше — за лося, оленя, лань, разрушенное соколиное гнездо. Однако охота оставалась довольно популярным занятием среди магнатов и шляхты. 

Нередко осенью или зимой устраивались «большие охотничьи облавы», на которые съезжались соседи со своими слугами. «Паляванне» могло длиться несколько недель и даже месяцев. Для гостей готовили развлекательную программу и щедрый стол.

В книге «Живописная Россия. Отечество наше» под общей редакцией П. П. Семенова рассказывается: «Охота была любимым занятием привилегированных сословий. На Полесье охотились преимущественно за соколами-белозорами. Соколиная охота, понятно, была доступна только людям богатым».

Охотники в Беловежской пуще. Начало ХХ века.

В летописях Беловежской пущи упоминаются дни царской охоты в октябре 1860 года. По обстановке, по количеству убитого зверя она превосходила предыдущие: «Все ведомство гродненской палаты государственного имущества съехалось в Беловеж, и эта деревня преобразилась в красивое многолюдное местечко. Дом местного лесничества превратился в охотничий. Был отделан богато и со вкусом. Для высоких гостей контору перестроили в роскошный палаццо. Тысячи местных жителей прибыли в эти места из окрестных деревень. Многие добирались за пятьдесят и более верст. Выписаны из разных мест охотничьи собаки, а бедные зубры присматривались ко всему этому с любопытством и не догадывались, какую роль они играют в этих приготовлениях».

Была выстроена ложа для государя императора и в одну линию с ней — одиннадцать беседок для высоких гостей. Охота продолжалась до пяти с половиной часов. И государь Александр II остался очень доволен и «в память об этом собственноручно он посадил вблизи императорской ложи деревца ливанского кедра». 

На медведя охотились и зимой, доставая его из берлоги, и летом, когда тот отправлялся искать мед диких пчел. Зная тягу косолапого к лесному лакомству, охотники готовили душистый настой, смешанный с самогоном. Нализавшись хмельного зелья, медведь быстро засыпал и становился для них легкой добычей. 

Микашевичи. Общество охотников. 1930-е годы.

Охотились на медведей не только ради ценной шкуры. Несмотря на свой «наравiсты» характер, медведь способен был приручиться и легко поддавался дрессировке. К примеру, князья Радзивиллы держали бурых мишек на своих конюшнях, запрягали в сани, показывали в цирковых номерах. В Сморгони даже существовала школа по дрессировке медведей. 

Современная охота на Беларуси существенно отличается от древней и носит спортивно-любительский характер. Разрешена только членам обществ охотников и рыболовов в охотничий сезон по путевкам или лицензиям в определенных для этих целей угодьях.

kuzmich@sb.by

Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter