Почему именно 3 июля?

Не обессудьте, но в статье будет много дат. И вот первая из них – 24 ноября 1996 года. Тогда в Беларуси проходил республиканский референдум. Вопросов в бюллетене было внесено целых семь. Но один из них получил наибольшую поддержку. 88,18 процента избирателей высказались за то, чтобы праздновать День Независимости нашей страны 3 июля, когда Минск освободили от немецко-фашистских захватчиков. Был там и мой голос. Тогда я голосовал впервые.


Как известно, с 1991-го по 1996-й День Независимости отмечался 27 июля. Но эта дата так и не была воспринята нашим обществом. Ведь 27 июля 1990 года имел место акт, в значительной степени формальный, – Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. Ни о какой независимости тогда речь не шла. По-прежнему существовал СССР, а Беларусь была его частью. Понадобилось еще одно голосование 25 августа 1991 года, чтобы придать этому документу статус конституционного закона. Преподносить всю эту сложную юридическую мешанину как общегосударственное торжество по меньшей мере необоснованно. Все недолгое существование 27 июля в качестве официального праздника прошло как-то невзрачно.

Известный белорусский историк Николай Стефанович Сташкевич, мой учитель, рассказывал, что в 1996 году накануне референдума, на котором решался вопрос о дате национального праздника, Администрация Президента обратилась к ученым с вопросом, какой день может претендовать на статус главного государственного торжества. Среди вариантов ответа были: один из декабрьских дней, связанный с Всебелорусским съездом 1917-го, 17 сентября (воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939-м), 1 января, когда в 1919-м была провозглашена БССР. Но безусловным лидером в том экспертном опросе стало именно 3 июля.

Этот день на протяжении многих лет отмечался как неофициальный праздник республики еще в советские времена. Впервые широко на общереспубликанском уровне его отпраздновали в 1969 году, в 25-ю годовщину освобождения Беларуси. Но всенародным 3 июля стало в 1974 году. Его Минск встречал уже в статусе полноправного города-героя. Буквально накануне, 26 июня, Президиум Верховного Совета СССР принял решение о присвоении столице Беларуси высокого звания. По сохранившимся воспоминаниям, это решение вызвало невиданную радость. Тогда никто не делил себя на столичных жителей и остальных белорусов. Республика праздновала признание своего подвига в годы Великой Отечественной войны. И в июльский день на главный проспект столицы вышли участники операции «Багратион», солдаты, сражавшиеся на других фронтах, партизаны, простые минчане и гости нашего города. Это был парад победителей, который остался в памяти надолго.

Шествие стало традицией. Я хорошо помню 1984 год – мое первое 3 июля в Минске. Помню ветеранов на проспекте Ленина и чувство гордости, что я белорус, потомок тех людей, которые сражались за освобождение нашей страны.

Может возникнуть вопрос: почему отмечаем 3 июля, когда был освобожден только Минск, а еще половина республики оставалась под нацистской оккупацией? Например, Брест был освобожден только 28 июля. Верно. Но столица для того и существует, чтобы олицетворять всю страну, всю нацию. В июльские дни 1944-го все стремились к Минску. Этот город был символом победы во всей операции «Багратион», освобождения всей Беларуси. Воинские части соревновались, кто первым войдет в город, партизаны с боями прорывались к родной столице. И не случайно сразу после освобождения города, 16 июля, когда враг еще не был вышвырнут из многих наших городов и деревень, состоялся знаменитый партизанский парад – символ торжества белорусского духа, победы нашего народа.

В качестве конкурента 3 июля обычно приводят 25 марта, когда Рада БНР приняла III Уставную грамоту, которая провозглашала независимость Беларуси. Что же именно служит поводом для торжества? Представительный орган общественно-политической организации, только претендовавшей на государственный статус, принял декларацию о независимости страны в условиях иностранной военной оккупации. Эту декларацию никто не признал. Сама организация тут же впала в глубочайший кризис, из которого уже не вышла, пока окончательно не самоликвидировалась в 1925 году. Согласитесь, все-таки национальный праздник должен быть связан с победами, а не с постоянным нытьем о несостоявшихся прожектах. Ну а то, что часть общества все же празднует 25 марта, так это их право. В Конституции записано:  Беларусь – демократическая страна.

3 июля – это действительно День Независимости от иностранной оккупации. День, когда был изгнан с нашей земли самый страшный враг, грозивший белорусам полным уничтожением. Каждый год с 1941-го по 1944-й для нашей страны равнялся столетию мук, горя, издевательств и унижений. И борьбы, которую вел белорусский народ, благодаря чему он и стал знаменит во всем мире. В качестве признания заслуг в той борьбе Беларусь получила право войти в число стран - учредительниц ООН.

Поэтому мы, белорусы, и решили, что наш День Независимости, День Республики будет отмечаться именно 3 июля. И так будет всегда, как и всегда наша Беларусь будет независимой и суверенной!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter