Образы Чебурашки и Шапокляк придумал наш соотечественник Леонид Шварцман

Патриарх анимации

Недавно 100-летие отметил патриарх советского и российского анимационного кино Леонид Шварцман. Это он автор визуальных образов Чебурашки, Шапокляк и многих других мультипликационных героев, художник-постановщик «Аленького цветочка», «Золотой антилопы», «Снежной королевы», «Котенка по имени Гав», «38 попугаев», режиссер мультфильмов из серии «Обезьянки»... Список далеко не полный. И этот талантливый выдающийся человек — выходец из Беларуси

artmoskovia.ru

Леонид родился в Минске в еврейской семье бухгалтера Арона и домохозяйки Рахили Шварцман. Леля, как называли в детстве будущего художника-мультипликатора, застал и конку, и керосиновые лампы… Когда мальчику было 13 лет, погиб его отец. Печальное стечение обстоятельств: в его висок ударила оглобля несущейся пролетки — лошади испугались автомобиля, который был редкостью на дорогах того времени. Остаться без кормильца было непростым испытанием. Если бы не помощь родственников, семье пришлось бы совсем несладко. Легче стало, когда начали зарабатывать старшие брат и сестра Леонида — Наум и Этта. Леля смог поступить в Минскую художественную студию. Рисование было его детской страстью. Неудивительно, что после окончания школы он отправился в Ленинградскую академию художеств — осуществлять мечту. Тем более в городе на Неве уже обосновалась его старшая сестра.

Однако имеющихся знаний и навыков не хватило для успешной сдачи экзаменов. Леониду предложили поступить в среднюю художественную школу при Академии художеств. Как вспоминал позже мастер, три года учебы в этой школе заложили все основы его образования как художника. Параллельно с учебой молодой человек подрабатывал токарем на кировском заводе — стипендия была маленькая, а существовать на что-то нужно было. Спустя какое-то время, обжившись в новом городе, Леонид перевез в Ленинград и свою маму. Это произошло как раз накануне начала Великой Отечественной войны. Если бы Шварцман этого не сделал, его мама погибла бы в первые дни войны — после оккупации Минска евреев сразу же отправляли в гетто. К сожалению, в Ленинграде жизнь Рахили Шварцман тоже не была долгой — она погибла в блокадную зиму 1942 года.

Леониду удалось избежать жизни в блокадном Ленинграде — осенью 1941-го основная часть оборудования и специалистов кировского завода была эвакуирована в Челябинск. Любопытно, что там у Шварц­мана появилась возможность заниматься своим любимым делом — рисованием. Зная о его творческих способностях, руководство завода попросило Леонида нарисовать портрет Кирова к годовщине его смерти. Работа оказалась настолько успешной, что ее повесили у главной проходной, а талантливого сотрудника перевели на должность художника-оформителя в специально созданную мастерскую, где он и проработал до конца войны.

После Победы Леонид Шварцман продолжил совершенствовать свои навыки на художественном факультете Всероссийского государственного института кинематографии в Москве. Там было деление на художников натурного и мультипликационного кино. И Леонид выбрал именно второе.

— В натурном тоже делают интересные эскизы, но строительство декораций ближе к работе прораба. Ну я и пошел в мультипликацию, в ней все основано на графике, близкой к книжной, а это мне нравилось, как и иллюстрация, — объяснял свой выбор художник в интервью lechaim.ru.

На «Союзмультфильм» Шварцман попал еще студентом — в 1948 году. Работа в мультипликации настолько захватила его, что Леонид Аронович проработал на студии более полувека — до 2001 года. Сначала был ассистентом, потом художником-постановщиком, позже еще и режиссером. Он снял серию «Обезьянки. Гирлянда из малышей», «Доверчивого дракона», японскую сказку «Я жду тебя, кит!» и ряд других мультфильмов. Но работа художника, признается мастер, ему нравилась больше всего. С ностальгией вспоминает, как создавал персонажей и эскизы для «Золотой антилопы», как отвечал за городскую часть, эскизы и интерьеры в «Снежной королеве», как придумывал образы Чебурашки и Шапокляк. В интернете можно найти информацию, что старуху Шапокляк Шварцман срисовал со своей тещи Нины Домбровской. Но накануне своего столетия Леонид Аронович развенчал этот миф в интервью журналу «Огонек»:

— Пучок волос вкупе с модной шляпкой — это да, это я взял от своей тещи Нины Францевны. Единственное! Теща моя до последних своих дней была красивой и обаятельной женщиной. Когда мы познакомились, ей было уже далеко за 50, и она все равно оставалась привлекательной. Так что реальная старуха Шапокляк — это полный антипод моей тещи.



Шварцман — художник не только мультипликации, но и детской книги. Он проиллюстрировал серию изданий про Крокодила Гену и Чебурашку, обезьянок, «Варежку», «Снежную королеву», «Аленький цветочек», «Золотую антилопу», «Я жду тебя, кит!», «Котенка по имени Гав», «38 попугаев»… И сейчас, в столетнем возрасте, Леонид Аронович не выпускает карандаш из рук.

— Во дворе, на бульваре, иногда даже в метро — я всегда и всюду рисовал. Всю жизнь со мной был небольшой альбомчик, карандаш, фломастер. Всегда очень любил рисовать с натуры, особенно детишек-дошколят, — поделился художник.

К слову, нарисовать маленьких, забавных и очень разных дошколят в мультфильме «Обезьянки. Гирлянда из малышей» ему помогли как раз наброски, сделанные им в течение многих лет.

А на вопрос о секрете долгой и счастливой жизни Леонид Шварц­ман отвечает так:

— Я человек достаточно спокойный и уравновешенный — это, я считаю, главное. Еще я обладаю таким свойством: стараюсь уйти от конфликтной ситуации, не пропускать это все через свои нервы и не переживать долго по этому поводу. Иногда бываю даже легкомысленным, не отношусь всерьез к той или иной проблеме, как бы отталкиваю ее от себя. Ну и потом, я до сих пор по утрам стараюсь делать какую-то не сложную, но небольшую зарядку и дыхательную гимнастику.
На «Союзмультфильме» Леонид Шварцман обрел не только хороших друзей, но и личное счастье. Там в съемочных павильонах он познакомился со своей будущей женой Татьяной Владимировной — они вместе уже 69 лет
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

«Крокодил Гена» (1969). Первый из тетралогии мультфильм о приключениях Крокодила Гены, Чебурашки и старухи Шапокляк. Позже были выпущены «Чебурашка» (1971), «Шапокляк» (1974), «Чебурашка идет в школу» (1983). Мультфильмы стали культовыми. До сих пор выпускаются куклы, открытки, почтовые марки, аудиозаписи, сувениры с их персонажами. Чебурашка несколько раз становился талисманом олимпийской сборной России.


«38 попугаев» (1976—1991). Цикл состоит из 10 коротких мультфильмов, которые рассказывают о забавных взаимоотношениях четырех животных — болтливой Мартышки, застенчивого Слоненка, эксцентричного Попугая и задумчивого Удава. Как правило, животные решают какой-либо забавный парадокс, связанный с игрой слов: физически «передают привет», «совершают закрытие» и т.п. Озвучивали героев талантливые актеры Надежда Румянцева, Михаил Козаков, Всеволод Ларионов и Василий Ливанов.


«Обезьянки» (1983—1997). Мультсериал рассказывает о приключениях пятерых детенышей обезьяны, которые живут со своей мамой в зоопарке. Обезьянки отличаются фантастической энергией и склонностью к авантюризму. Многодетной маме приходится постоянно исправлять их шалости и спасать от неприятностей.


«Котенок по ­имени Гав» (1976—1982). Это сериал о дружбе между котенком с необычным именем Гав и щенком Шариком. Гав постоянно попадает в нелепые ситуации и находит приключения сразу, как только выходит из дома. Он знает, как правильно делить сосиски, зачем нужен тайный язык и почему бояться грозы нужно вместе с другом на чердаке.


mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter