Мы проверили, сколько автомобилей такси оборудовано детскими креслами

Партия в шашечки

Только-только завершилась масштабная профилактическая акция ГАИ Минска «Такси». Во время рейдов, в том числе с применением негласного и смешанного контроля, инспекторы ГАИ выявляли нетрезвых водителей такси и бесправников, нарушения скоростного режима, правил маневрирования и расположения транспортных средств на проезжей части, а также правил перевозки пассажиров, особенно детей. Последнему пункту — повышенное внимание: наши корреспонденты вместе с инспекторами ГАИ проверили, сколько водителей такси возят детские кресла.

Водители сервисов ждут, когда их в ПДД уравняют с обычными таксистами и позволят возить детей без специальных кресел.

Извоз и ныне там

Пункт 178 Правил дорожного движения утверждает, что перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка. Однако допускается перевозить детей в возрасте до 12 лет без таких устройств в двух случаях: если рост ребенка превышает 150 сантиметров и в автомобиле-такси. Таким образом, таксисты на законном праве могут перевозить детей без автокресел, только вряд ли на такое согласятся родители. Уточнение в пункте ПДД явно идет наперекор общепринятым понятиям безопасности.

Другое дело — сервисы «Яндекс» и Uber, которые стали особенно популярны в последние годы. Бюджетные тарифы, удобство использования, возможность заказать машину онлайн и отследить ее местоположение, а также оплатить поездку банковской карточкой. «Яндекс» и Uber, несмотря на все внешние атрибуты, юридически не такси, а информационные сервисы. А водители — партнеры сервиса. И должны перевозить детей строго в специальных удерживающих устройствах.

Однако при соблюдении всех требований, указанных в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года № 972, а также Постановлении Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок пассажиров», автомобили, участвующие в перевозке пассажиров, в том числе и брендированные под «Яндекс.Такси», «Uber», считаются автомобилями такси.

Тариф «Детский»

Машину с детским креслом можно заказать без проблем, лишь уточнив свое пожелание в разговоре с оператором. В некоторых сервисах лучше делать предзаказ за несколько часов. Такси с детскими креслами пока что подавляющее меньшинство. Похожая ситуация и с сервисами. В их приложениях не так давно появилась долгожданная функция вызова машины с детским креслом. В тарифе «Детский» на выбор предлагают обычные машины с креслами для малыша до 4 лет, от 3 до 7 или бустер для пассажиров от 7 до 12 лет. Именно автомобильными бустерами чаще всего и оборудованы машины такси. Потому что небольшое сиденье с подлокотниками без спинки и внутренних ремней безопасности занимает мало места в багажнике. Ребенок пристегивается штатным ремнем, как и взрослый. Словом, отдельный тариф для пассажиров с детьми — большое благо. Только вот такси, которые под эти требования не попадают, из поиска автоматически исключаются. Порой подолгу приходится ждать подходящую машину.

Именно автомобильными бустерами чаще всего и оборудованы машины такси.

Остановка по требованию

Вместе со старшим инспектором ДПС ОГАИ Московского РУВД Минска Александром Трюпиным мы проверили, сколько водителей такси заботятся о безопасности своих маленьких пассажиров и оборудуют авто специальными удерживающими устройствами.

Павел занимается извозом на арендной машине. Чтобы принимать заказы по детскому тарифу, хозяин авто установил бустер.

— У самого трое детей, понимаю, что безопасность перевозки — это самое главное, — Павел возит пассажиров, даже если те предварительно сделали заказ по обычному тарифу. Схитрили, чтобы сэкономить время и немного денег, — детский тариф примерно на 10 процентов дороже, или же банально по незнанию. Однако если бустер не подходит пассажиру по возрасту, откажет в услуге. Иначе грозит штраф. За нарушение правил перевозки пассажиров согласно части 6 статьи 18.13 Кодекса об административных правонарушениях в первый раз — предупреждение, повторно в течение года — штраф до 4 базовых величин, а в третий — от 2 до 8 базовых величин.

Андрей таксует шесть лет в обычной службе на своей машине уже не первой свежести: крыло и капот разного цвета с кузовом. Тоже возит бустер в багажнике. Купил его за свои деньги. Кресло же занимает много места — чемоданы не влезут.

— Принимаю заказы пассажиров с детьми, дополнительные деньги никогда не лишние, — Андрей рад любой работе. — Бустер чищу перед каждой сменой. Сейчас его дома оставил, не таксую. Жду вечера, когда идут жирные заказы по повышенному коэффициенту.

Вместе со старшим инспектором ДПС ОГАИ Московского РУВД Минска Александром Трюпиным мы проверили, сколько водителей такси заботятся о безопасности своих маленьких пассажиров и оборудуют авто специальными удерживающими устройствами.

Водительский стаж Валерия — два года, из которых всего полгода в такси. Парень работает на арендованной машине, бустера или кресла нет. Рассказывает о своей тактике:

— Быстро собираю заказы: утренние, то есть поездки на работу, и ночные из клубов и баров, — честно признается Валерий. — Особо больших денег поездки по детскому тарифу не приносят, хотя примерно каждый тридцатый заказ — с детьми. Но малыши в дороге не всегда себя мирно ведут — шумят и капризничают.

У обочины по требованию инспектора ГАИ остановился заметно уставший после ночной смены Сергей на таком же уставшем арендном «Рено». И снова в наличии бустер — маленьких детей в этой машине нельзя перевозить.


Из 18 проверенных за время рейда водителей только шестеро возят бустер с собой. С детским автокреслом ни одного такси не оказалось. Причем четверо водителей из этих шести были на арендованных машинах сервисов «Яндекс» и Uber, то есть бустеры купили не за свои деньги. Хлопотно возить детей, далеко не все хотят брать таких пассажиров. К тому же водители сервисов ждут, когда их в ПДД уравняют с обычными таксистами и позволят возить детей без специальных кресел. А что до безопасности маленьких пассажиров, о ней таксисты подумают завтра.

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter