Как в РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии дистанционно борются с туберкулезом

Палочка Коха крупным планом

Еще десять лет назад в стране регистрировалось около 5000 впервые заболевших туберкулезом пациентов в год. В прошлом году эта цифра составила менее 2000. За счет чего удалось снизить уровень заболеваемости коварной инфекцией? Во-первых, пациенты начали принимать лекарства под обязательным контролем медиков. Во-вторых, медпомощь стала доступнее за счет широкого внедрения видеоконтролируемого лечения. В-третьих, изменение модели финансирования противотуберкулезной службы позволило выделять больше средств на амбулаторный этап. В тонкости вопроса вникала корреспондент «Р».  

Перед выдачей устройства пациентам специалисты объясняют, как им пользоваться, что обязательно должно быть видно на записи и как себя вести во время съемки.

Подконтрольные пациенты


Начали знакомство с технологией видеоконтролируемого лечения специалисты и пациенты РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии еще два года назад, когда совместно с Белорусским обществом Красного Креста на средства Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией закупили первые смартфоны. Тогда проект только начинался, и опробовать новинку на себе могли лишь избранные счастливчики. Инициатива оказалась востребованной и к  тому же эффективной, поэтому и получила дальнейшее развитие. Сейчас метод внедрен во всех регионах страны, где имеются туберкулезные диспансеры и кабинеты. С 2017 года по нему пролечились около 500 белорусов с туберкулезом с множественной и широкой лекарственной устойчивостью, включая пациентов из групп высокого риска и уязвимых групп.

Продолжительность терапии, которой подвергаются болеющие туберкулезом, не радует: лекарственно-чувствительная форма в среднем лечится по 6—7 месяцев, а лекарственно-устойчивая форма — от 18 до 24 месяцев. Пациенты должны принимать препараты ежедневно, без исключений в выходные и праздничные дни и под контролем медицинских работников.  

— Конечно, такое длительное лечение выбивает человека из его привычного ритма жизни. Наши пациенты не все асоциальные, среди них немало и студентов, и трудоспособных граждан, и пенсионеров. Для них ездить в диспансер каждый день лишь дополнительная физическая и психологическая нагрузка, которая не дает возможности полноценно отдыхать и выздоравливать, — объясняет заведующая консультативно-поликлиническим отделением РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии Татьяна Драгун. — Новый метод позволил исключить время на приезд в диспансер и обратно, а также избежать нежелательных контактов со здоровыми людьми.

Изначально видеоконтролируемое лечение стало популярным направлением среди малообеспеченных пациентов тубдиспансеров, которые находились на длительном лечении. Именно они получали на руки смартфоны с установленной системой Android. Сейчас программа размещена на сайте РНПЦ и свободна для скачивания на собственные смартфоны для всех пациентов.

На анализ одного видео тратится гораздо больше времени, нежели на привычную выдачу препаратов в процедурном кабинете.

Принцип работы


Решаю протестировать программу для видеоконтролируемого лечения туберкулеза. А для этого захожу на сайт РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии и выбираю раздел «Организационно-методическая работа». Дальше кликаю «ВКЛ»,  и через несколько минут на смартфоне определяется скачанная программа «Регистратор», на заставке которой — россыпь разноцветных таблеток. Программа предлагает выбрать один из разделов: «Архив» или «Подготовка». Выбираю второй вариант — и камера готова для записи приема лекарств в режиме онлайн. Обмануть медработников не получится: дата и время записи выставляются автоматически.

— Прежде чем назначить видеоконтролируемое лечение, мы убеждаемся в добросовестности пациента и достаточной приверженности к лечению. Чтобы получить заветное устройство, он должен не менее двадцати дней в месяц регулярно приходить в диспансер и принимать препараты. Сейчас лечение в новом формате проходит половина из 26 пациентов нашего отделения. В первую очередь аппараты оказываются в руках пациентов с множественной или широкой лекарственной неустойчивостью, — рассказывает о претендентах на дистанционное лечение Татьяна Аркадьевна. — Перед выдачей устройства мы объясняем, как им пользоваться, что должно быть обязательно видно на записи и как себя вести во время съемки. Так или иначе видеоконтролируемое лечение воздействует на пациентов, многим, особенно пенсионерам, сложно дается обучение, иногда приходится переучиваться.

Таблетки, которые ежедневно в течение четырнадцати дней будет принимать пациент, выдаются ему заранее в процедурном кабинете тубдиспансера. Когда видео с записью приема лекарства приходит на сервер, его проверяет обученный специалист. На анализ одного видео тратится гораздо больше времени, нежели на привычную выдачу препаратов в процедурном кабинете. Медработник знает, как выглядит необходимое лекарство, и сверяет каждую выпитую таблетку с заранее установленной нормой. Канал доступа защищен логином и паролем, а значит, увидеть личные данные могут только специально обученные сотрудники центра — врачи, медсестры и медрегистраторы.


Пациент пациенту рознь


В конце каждого дистанционного сеанса медработник выставляет пациенту оценку: «видно», «не видно» или «видно слабо». Если запись очень плохая и специалист не может разобраться в деталях, он обязательно связывается с пациентом, предлагает улучшить качество съемки или пройти повторное обучение.

— Не так давно у нас лечился молодой человек, у которого были постоянные депрессии, он принимал антидепрессанты. Ежедневно приходить в стационар ему было тяжело, с ним поработали психологи и психотерапевты, а затем наши специалисты пошли ему навстречу и обучили видеоконтролируемому лечению. Работать было сложно: сами понимаете, то настроение резко меняется, то руки начинают трястись, но пациент очень старался и в результате успешно прошел дистанционный курс лечения, — приводит позитивный пример Татьяна Аркадьевна.

Конечно, не обходится работа с больными туберкулезом без происшествий. К примеру, недавно один из пациентов заявил, что нечаянно разбил смартфон во время работы на стройке. В таком случае специалисты должны были заменить устройство на новое. После инцидента пациент так и не появился в стационаре. Как выяснилось позже, он возобновил свою дурную привычку, увлекся алкоголем и две недели не принимал таблетки, лечить его пришлось принудительно. Такие случаи единичны, гораздо больше пациентов подходят к лечению серьезно и могут себе позволить лишь позабавиться во время дистанционного общения с медиками — показать специалисту язык или покривляться.  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Геннадий ГУРЕВИЧ, директор РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии:

— К сожалению, 50—60 процентов всех больных туберкулезом социально дезадаптированы: это бывшие заключенные, злоупотребляющие алкоголем лица, бездомные и безработные. Видеоконтролируемое лечение оказалось эффективным методом дистанционного контроля за социально адаптированными пациентами с лекарственно-устойчивыми формами заболевания. Планируем начать приобретение смартфонов для лечения таких пациентов за счет бюджетных средств. Со временем хотим немного модернизировать систему, чтобы пациенты могли не только отправлять видео на сервер, но и в онлайн-режиме получать ответы на интересующие их вопросы, дадим им возможность в чате с сотрудником диспансера обсуждать неблагоприятные побочные действия препаратов и получать рекомендации на этот счет.

В последнее время мы больше внимания уделяем амбулаторному лечению пациентов. Дело в том, что стоимость амбулаторного лечения в 5—6 раз меньше стационарного. В свою очередь, сама противотуберкулезная терапия достаточно дорогостоящая: двухлетний курс лечения устойчивой формы стоит больше 40 тысяч рублей. В целях более корректного перераспределения средств на лечение пациентов с туберкулезом в прошлом году в Брестской области провели пилотный проект по изменению модели финансирования противотуберкулезной службы: количество стационарных коек на больных с туберкулезом сократилось в два раза, эффективность лечения не уменьшилась, а сэкономленные средства пошли на амбулаторный этап — поддержку пациентов продовольственными пайками, оплату их проезда в общественном транспорте, консультации с психологами и психотерапевтами, доплаты медработникам, ведь иногда медсестрам приходится выезжать с таблетками на поиск пропавших пациентов. Минздрав одобрил результаты пилотного проекта и внедрил  новую модель финансирования по всей стране.

СПРАВКА

Сегодня активной формой туберкулеза, опасной для окружающих, болеют около 4000 белорусов. В 2010 году таких пациентов было в 3 раза больше — 12 000.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter