Мы посмотрели, как работают в эти дни регламентированные пункты отдыха для водителей-международников

Остановки по требованию

Правительство определило перечень мер, призванных предотвратить завоз и распространение COVID-19. Соответствующее постановление № 171 было опубликовано 25 марта. Особое внимание в документе уделено работе транзитных международных перевозчиков. Им предписано передвигаться только по республиканским автодорогам из утвержденного списка. Остановки для отдыха и заправки — только в установленных местах. Всего на территории страны определено 50 таких АЗС. Более того, транзитные перевозчики теперь обязаны выехать из страны уже на следующий день после въезда. К реализации положений документа привлечено несколько министерств и ведомств. Что же реально изменилось в работе дальнобойщиков, выяснял корреспондент «Р».

Заправка в 11 километрах от пункта пропуска «Козловичи», рядом с Каменецким кольцом. Здесь отдыхают водители примерно 20 фур.

Движение по карте

Каждый день через пункт пропуска «Козловичи» белорусско-польскую границу пересекает до 2,5 тысячи фур. Около 70 процентов грузов — транзитные. Пару недель назад очередь из автопоездов здесь растягивалась на несколько километров. Теперь обстановка в «Козловичах» практически камерная. Перед въездом на территорию пункта пропуска с десяток грузовиков. Разговорился с дальнобойщиком Виктором:

— Практически месяц я провел дома, в Бресте. Теперь вот отправили во Францию. Снабдили масками, запасом антисептика. Еду и не знаю, чего ждать. Конечно, тревожно. Буду добросовестно соблюдать меры предосторожности, что еще остается?

Коллега Виктора Адам только что въехал на территорию Беларуси из Польши. Адам живет в Варшаве, работает на небольшую транспортную компанию. Конечный пункт его назначения — Смоленск. Адаму 50 с небольшим. Водитель рассказывает, что для отрасли наступили сложные времена:

— Дальнобойщиком я работаю с 25 лет и такого не припомню. Сегодня каждый заказ на вес золота. Продукты питания — самый ходовой товар, а все остальное продается неважно. В Россию везу комплектующие для швейного оборудования — это скорее исключение, чем правило.

В кабине грузовика лежит распечатанная карта Беларуси. Ее дальнобойщику дали на границе. На карте отмечены дороги, по которым можно передвигаться транзитному транспорту, разрешенные места для остановок. Первое из них — АЗС «БелТрансОйл» — находится в нескольких километрах от пункта пропуска «Козловичи».

— То, что принимаются такие меры, — это хорошо, — говорит Адам. — Важно максимально себя обезопасить, но при этом отрасль грузоперевозок должна работать. Как минимум людям нужно что-то есть. От этого никуда не денешься.

Локтевые дезинфекторы скоро появятся на многих заправках «Белоруснефть».

Водители в масках

На АЗС я насчитал больше двух десятков автомобилей. Большинство с польскими номерами. Есть перевозчики из Беларуси, России, Литвы, Чехии. Многие автомобили с занавешенными окнами: водители отдыхают после долгой дороги.

На АЗС можно поменять деньги, купить самое необходимое. Работают душ и туалет. Оператор Вероника Гмир рассказывает о переменах, которые произошли за последнее время:

— Не могу сказать, что посетителей стало больше или меньше, у нас всегда многолюдно. А вот водителей, которые носят маски, прибавилось. Примерно половина использует индивидуальные средства защиты. Как видите, наши сотрудники тоже в масках, возле касс стоит антисептик. На полу наклеены желтые полосы, чтобы водители не толпились, а стояли на расстоянии метр-полтора друг от друга. Каждый день нашу работу проверяют санитарные службы — претензий не возникало.

Дальнобойщик Степан покупает бутылку воды и печенье. Он из Украины. Работает в Польше. Едет в Россию. Рассказывает:

— Работа как работа. Что-то радует, что-то огорчает. Вот, прошел границу за два часа — и счастлив. Две недели назад пришлось стоять 40 часов. Температуру по-прежнему измеряют и поляки, и белорусы. Это правильно. На границе дали карту транзитных дорог. Сказали, что завтра я должен покинуть территорию Беларуси. Времени не много, но придется справиться. Выбора нет.

Яркие полосы на полу помогают посетителям держаться друг от друга на расстоянии 1 — 1,5 метра.

Степан рассказывает, что фур на европейских дорогах стало заметно меньше. А вот простаивающих автопоездов больше:

— В Люблине рядом с нашей компанией находится еще одна. Так, раньше на стоянке можно было видеть одну-две фуры. Сейчас постоянно стоят 7–8 машин. Наверное, работы стало все же меньше.

Вынужденные перемены

Следующая заправка находится в 11 километрах от пункта пропуска «Козловичи», рядом с Каменецким кольцом. Здесь та же картина: примерно 20 фур. Водители отдыхают. Рабочие, уборщики носят маски. Оператор АЗС «Белоруснефть» Юлия Гапонюк говорит, что статус «транзитной» в работе заправки мало что изменил:

— Дальнобойщиков больше не стало, это точно. Что касается масок, то мы их носили и прежде. Вот, видите, перед окошками стоит антисептик, есть инструкция. Люди им активно пользуются. Практически каждый дезинфицирует руки. Перед стойкой оператора наклеили красные линии, установили защитное стекло. Безопасность превыше всего.

В пресс-службе производственного объединения «Белоруснефть» рассказали, что предприятие усилило меры по профилактике коронавируса. На АЗС строже контролируют санитарное состояние и наличие средств гигиены. Чаще проводятся уборка и санобработка с применением дезсредств, а также дезинфекция поверхностей и оборудования.

— Возле касс и в санузлах установлены антисептики. Контактирующий с покупателями персонал обеспечен перчатками и масками, установлены защитные экраны из оргстекла в прикассовых зонах многих АЗС. На заправках появятся ограничительные полосы для соблюдения дистанции и локтевые дозаторы.

Смолянин Егор держит курс из Нидерландов на Ижевск. К профилактическим мерам он относится с пониманием и всяческим одобрением:

— Все страны борются с этой угрозой. Контроль стал заметно строже. Мне измеряли температуру на предприятии в Бельгии, затем немецкая полиция, белорусские медработники на границе. Все относятся к таким мерам с пониманием. Машин на европейских автобанах меньше не стало. А вот города практически пустынны. В помещениях придорожных АЗС постоянно работают уборщики. Они практически не уходят. Прошел человек — протирают пол. Повсюду расставлены антисептики. Белорусские таможенники мне рассказали об изменившихся правилах движения транзитного транспорта. Заметил вынужденные перемены на заправке. Это правильно. С пандемией можно справиться только совместными усилиями.

В ТЕМУ

Анна КУРИЛЕНОК, пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций:

— Минтранс определил маршруты движения транзитных транспортных средств по территории Беларуси, а также 50 мест для отдыха и питания водителей. При определении их количества и расположения министерство руководствовалось двумя принципами: равномерного распределения по территории страны и достаточного, но не избыточного количества. Наличие необходимого количества дезинфицирующих средств, а также средств индивидуальной защиты обеспечивают владельцы АЗС и контролирует санитарно-эпидемиологическая служба. Соблюдение установленного режима водителями, осуществляющими международные транзитные перевозки, контролирует транспортная инспекция. Нарушители будут привлекаться к ответственности.

ИНФОГРАФИКА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter