Пять интересных встреч в древних Ошмянах и их окрестностях

Ошмяны: главный клад — люди

Ошмянский район, несомненно, один из самых удивительных регионов Беларуси. Чего только стоит овеянный легендами замок рода Сапег, где, по преданиям, до сих пор гуляют призраки Белой дамы и Черного монаха. Если, стоя у замковых стен, мысленно перенестись в прошлое, можно услышать нарастающий топот копыт лошадей рыцарей Тевтонского ордена, скрип телег разбитой и отступающей гвардии Наполеона Бонапарта… Город, впервые упомянутый в 1341‑м, не единожды разрушался до основания, сгорал дотла после набегов завоевателей и с Запада, и с Востока, однако всякий раз возрождался из пепла.


В современных Ошмянах успешно работает около 20 промышленных предприятий, под охраной государства находятся 29 историко‑культурных ценностей, в мире и согласии живут представители почти 50 национальностей. Здесь на центральной улице мирно соседствуют церковь Воскресения Христова и костел Святого Михаила Архангела. Ошмянский район с его необычным переплетением различных культур и религиозных конфессий словно магнитом притягивает многочисленных туристов, в том числе из‑за рубежа.


И хотя до сих пор не утихают разговоры о зарытых на этой земле кладах, главное сокровище здесь — люди. Доброжелательные, «памяркоўныя», талантливые…


«Золотая рыбка» майора Каморника

Если спросить у офицера Госавтоинспекции Ошмянского РОВД Александра Каморника, с каким глаголом у него ассоциируется отдых, он сразу скажет «ловить». У него есть хобби, которому посвящает все свободное время (увы, его совсем немного), — карпфишинг — ловля на удочку карпа и амура.



— Ты идешь на рыбалку не за трофеем, а чтобы сразиться с достойным соперником, сильным и умелым, — увлеченно рассказывает Александр Петрович. — Главный принцип здесь таков: поймал — тут же выпусти! Рыбу нужно бережно опускать в водоем, не причинив ей никакого вреда.

К слову, рекордный улов у нашего рыбака — 14‑килограммовый карп! Когда спрашиваю у Александра про три желания, он смеется в ответ:

— Свою «золотую рыбку» я поймал еще 12 лет назад. Это жена Елена — любимый человек, коллега по службе, мама наших детей, пятиклассницы Кати и второклассника Миши.



Елена Каморник работает в соседнем кабинете. Она сотрудник инспекции по делам несовершеннолетних. В мельчайших подробностях Елена помнит знакомство с будущим супругом:

— Проходили в учебном центре в Минске первоначальную подготовку. Я командировалась из Клецка, а Саша из Ошмян. Попали с ним в одну группу. Там было 18 парней и только две девушки. Понятное дело, нам оказывали повышенное внимание (смеется). Однако Саша мне понравился сразу — подтянутый, собранный, целеустремленный. Общались мы с ним на разные темы — интересным оказался собеседником. К тому же он помог мне постичь азы строевой подготовки… В общем, в октябре 2008 года мы поженились.

Однажды в течение дня Елена и Александр раскрыли целую серию преступлений… Возвращаясь со службы домой, заметили плачущего подростка. Тот рассказал, что двое пьяных парней постарше попытались силой отобрать у него велосипед. Эти же злоумышленники забрали у 18‑летнего жителя Ошмян мопед и собирались устроить на нем пьяные гонки по оживленному в эту пору дня городу. Но их остановили супруги Каморник.

Капитал передового механизатора

Всезнайки-англичане говорят, что завязывать беседу с малознакомыми людьми лучше всего о погоде. Так мы с фотокором, в принципе, и поступили, а Петр Якубель с экспериментальной базы «Боруны» нас живо поддержал. Говорит, очень не любит эту промозглую пору — на стыке осени и зимы, когда заканчивается работа в полях, а сельскохозяйственная техника ставится на долгосрочное хранение в гаражи и боксы.


Кстати, любопытно, что какую бы специальность перед фамилией Петра Иосифовича ни назвали — тракторист, комбайнер, водитель, экскаваторщик, заправщик, ошибки не будет! Он мастер на все руки. И в разговоре с журналистом признается:

— Могу управлять всем транспортом, кроме самолета (смеется). Соответствующих корочек у меня столько, что можно работать на любом сельхоз­агрегате. И не только. В 18 лет ушел в армию, служил в автомобильном взводе мотоциклистом-регулировщиком. А если говорить серьезно, то я еще мальчишкой раз и навсегда выбрал для себя вполне земную профессию хлебороба.


Трудовой стаж у Петра Якубеля почти 40 лет. Он пример для коллег, наставник для молодых. В горячую пору жатвы всегда среди лидеров на уборочной: за 19 сезонов никогда не опускал планку ниже знакового для каждого комбайнера показателя в тысячу намолоченных тонн. А рекорд — 1614 тонн.

Петр Иосифович в душе романтик. Любит весну, пробуждение природы. И не устает восхищаться, как брошенное в землю зерно начинает прорастать, колоситься. «Хлеб — всему голова, как бы избито это ни звучало, — говорит он. — Так что поле — наш капитал».

Историк с душой поэта

Гольшанский замок — исполин ХVII века — даже в нынешнем виде производит впечатление. А то ли еще будет, когда завершатся идущие сейчас полным ходом восстановительные работы!..


Буквально несколько цифр. Только в течение года из специального фонда Президента на реконструкцию замка Сапег было выделено 500 тысяч рублей, по государственной программе «Культура Беларуси» — 300 тысяч. В том, что проекты, первоначально задуманные на бумаге, воплощаются в жизнь, огромная заслуга научного сотрудника, ведущего методиста по музеям и охране историко-культурных ценностей Ошмянского центра культуры Сергея Жилика. Его активная (и креативная) деятельность позволяет вдохнуть вторую жизнь во множество старинных зданий региона.


Человек на своем месте, историк с душой поэта и неофициальной должностью «смотритель всемирно известного Гольшанского замка», а еще открытый и очень увлеченный делом всей своей жизни специалист — так характеризуют ­Сергея Александровича в местном райисполкоме.



Сергей Жилик очень многое сделал для сохранения культурного наследия Ошмянского района. Взять хотя бы фестиваль «Гольшанский замок». Ежегодно в мае он собирает тысячи гостей из всех уголков Европы. Благодаря инициативе Сергея Александровича подготовлена яркая театрализованная программа: о воспетом Владимиром Короткевичем Гольшанском замке рассказывает сама Софья Гольшанская, родоначальница династии Ягеллонов. Еще одна растиражированная им местная достопримечательность — Невестин камень. Он словно магнит притягивает туристов со всего мира. ­Сергей Александрович увлеченно рассказывает:

— Огромный валун весом  74 тонны прибыл к нам из Скандинавии в ледниковый период. Местные жители считают его талисманом семейного счастья. Существует красивая легенда. На этом месте был широкий ров. Юноша решил его переплыть, но не сумел достичь другого берега — утонул. Невеста его с горя превратилась в камень. По преданию, гигантский валун помогает бездетным парам, стоит только прислониться к нему и прошептать заветное желание.



Сергей Жилик неоднократно становился «Человеком года» и на областном, и на республиканском уровне. Но не звания важны для него, а высокая оценка деятельности всей системы культуры Ошмянского района. И, конечно же, сохранение архитектурных и исторических объектов, которыми на редкость богата эта славная земля.




Хозяйка книжного царства

Будни Елены Шкелды делятся надвое: полдня она библиотекарь, полдня сельский староста. Так что работа и общественная нагрузка отнимают в общей сложности 15—16 часов в сутки. Однако Елена Адольфовна, которая пользуется уважением у местных органов власти и большим авторитетом среди односельчан, не ропщет. Она сама выбрала такой напряженный жизненный ритм. Ее признавали лучшим библиотекарем Гродненской области, награждена многочисленными грамотами. Окна сельской библиотеки, которая обслуживает свыше тысячи человек, а книжный фонд насчитывает более 13 тысяч экземпляров, горят до девяти вечера. Люди по-прежнему много читают, что не может не радовать нашу героиню.


Агрогородок Кольчуны — это несколько улиц длиной около полутора километров. Здесь 278 дворов. Как признается Елена, к каждому она знает стежку-дорожку.

— Если замечаю, что забор где-то покосился, лужа стоит на дороге, то сердце сразу не на месте, — говорит староста агрогородка. — Нужно срочно исправить положение, помочь.

Жизнь не баловала нашу героиню. Родилась она в Вороновском районе, в 18 выпорхнула из родительского гнезда: молодой электрик, задорный гармонист Михаил приехал к ним в командировку и… увез невесту с собой. Родились детки, Саша и Оля. Тут бы жить и радоваться, но любимый супруг внезапно заболел и умер — в том возрасте, когда еще полно надежд и планов.


После смерти мужа все силы Елена Адольфовна бросила на общественную работу. Ей до всего есть дело, она всегда в эпицентре событий. Список организованных ею добрых дел постоянно растет: детская площадка, которая никогда не пустует, музейная комната и центр творчества, мост, напрямую связавший Кольчуны и Буденовку, — теперь сельчанам нет необходимости трястись по объездной проселочной дороге. Нельзя забыть и фруктовый сад в близлежащей деревеньке Мардасы. И подобных примеров много.

У Елены Шкелды 35-летний опыт работы депутатом Кольчунского сельского Совета. Неравнодушный человек, она собирает вокруг себя таких же. По ее инициативе в районе создан клуб старост деревень «Кут», насчитывающий 16 участников.


В декабре 2018 года она выступила в Совете Республики на совместном с Советом Европы семинаре по вопросам развития ассоциаций местных Советов депутатов в Республике Беларусь:

— Накануне не спала несколько ночей! Так волновалась, что пропал аппетит… Подготовила презентацию проекта. Отличительная его особенность — в нем прямо или косвенно задействованы все жители сельсовета из 35 населенных пунктов. Это 3000 человек!


Полвека в гандболе

Заслуженному тренеру Беларуси по гандболу Виктору Ромулевичу 70! Во многом именно благодаря ему при слове «Ошмяны» гандболисты и любители этого вида спорта уважительно цокают языками и в Минске, и в Москве, и, к примеру, в немецком Эмсдеттене. Виктор Болеславович полон сил и планов. И очень надеется «под дембель», как он сам выражается, воспитать вратаря экстра-класса. Среди кандидатур — Андрей Янковский, который уже выполнил норматив первого взрослого разряда, и Александр Шидловский. Четырнадцатилетний Саша подает большие надежды. О тренировках у Виктора Ромулевича говорит с восхищением:


— Искренне считаю, что всем нам очень повезло, поскольку занимаемся у тренера с большой буквы. Учусь в средней школе № 2, в гандболе уже пятый год. Сейчас готовлюсь к республиканской спартакиаде школьников: шесть тренировок в неделю, плюс занимаюсь индивидуально. Рост 1 метр 84 сантиметра. Тренер шутит, что мне сверху видно все… А если серьезно, то Виктор Болеславович не устает повторять: надо стараться, не жалеть себя на тренировках, поставить цель и упорно идти к ней. И все обязательно получится! Я пока защищаю ворота сборной команды Гродненской области, но в будущем хочу быть вратарем сборной Беларуси.



Виктор Болеславович воспитал десятки тысяч юных гандболистов, но самым любимым из них, несомненно, является чемпион Олимпиады-1992 в Барселоне Андрей Барбашинский.


Похоже, историю о том, как он раскопал талант застенчивого парнишки из уездного городка, тренер рассказывал не единожды:

— С будущей звездой мирового гандбола мы жили в одном доме. Он был ничем не примечательным мальчишкой, вдобавок склонным к полноте. И вдруг Андрей в подростковом возрасте резко вытянулся. Шутка ли: в 12 лет хлопец был уже под два метра! Я уговаривал его прийти на гандбол лично, через друзей, через родителей. Наконец схватил за руку и буквально силой отвел в спортзал. Поначалу больших надежд будущий олимпийский чемпион не подавал, но прогрессировал удивительно быстро. Появились недостающая мощь, хорошо поставленный бросок, умелый выбор позиции и отличное видение площадки. Вкупе это позволило Андрею уже в 7-м классе на равных сражаться с парнями на три-четыре года старше.



Виктор Болеславович говорит, что у новичка появилась уверенность в себе:

— Стал играть на чемпионате Гродненской области. Там блистал, затмевая других: действуя на позиции линейного, забрасывал по 18—20 мячей за игру. Это был для него уровень, ниже которого он никогда не опускался. Как-то приехали гонцы из Вильнюса и ахнули: это ж второй Арвидас Сабонис! Будет играть за сборную Литвы по… баскетболу! Тогда мы быстренько собрали вещи — и в Минск, к Виктору Косинскому, заслуженному тренеру ­­СССР по гандболу. И уже там Андрей Барбашинский раскрылся по-настоящему. Звездный столичный СКА, олимпийская сборная СНГ… И как венец — золото Барселоны.


Ноябрь 2020-го. Вечерняя тренировка в ошмянской ­­ДЮСШ имени А. Барбашинского. Под аккомпанемент гулких ударов мяча о паркет присматриваюсь к действиям на площадке дюжины мальчишек. Пытаюсь угадать, кто из них сумеет достичь славы того, в чью честь названа эта школа.


Ромулевич тут как тут. И словно читая мои мысли, один из самых известных детских гандбольных тренеров в стране вздыхает:

— Не подумайте, что это брюзжание старика, но нынешние дети уступают прежним поколениям и в физическом развитии, и в первую очередь в характере. Не пошло, не получается что-то — ну и ладно! Пойду в гаджет лучше уткнусь на часик-другой. Поэтому второго Барбашинского в Ошмянах точно не будет…
До сих пор Made in Oshmiany котируется в гандболе как государственный знак качества во времена ­­СССР. И Виктор Ромулевич, сам в прошлом вратарь минских СКА и «Политехника», уже 48 лет дважды в день идет знакомой тропинкой в ­­ДЮСШ, чтобы эта добрая слава росла и приумножалась.
kozyrev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter