Спасатель, врач-педиатр, режиссер и учитель химии и биологии — о распределении, поддержке старших коллег и о том, как стать лучшим в своем деле

Они заняли первое место

Молодежь нередко сетует: первое место работы найти очень непросто, многие организации берут сотрудников с большим стажем и внушительным багажом опыта. А где его взять, если тебе немногим за 20 и за плечами только парочка летних подработок? В этом случае в выигрыше выпускники, которые попадают на работу по распределению: благодаря этому вчерашним студентам не нужно бесконечно мониторить сайты с вакансиями, а нанимателю — тратить время на долгие собеседования. Корреспондент «Р» пообщалась с молодыми специалистами, которые оказались преданы своей малой родине и для отработки вернулись домой. Как прошла их первая рабочая неделя в новом статусе?

«Хочу привить ученикам любовь к химии и биологии и помочь им стать личностями»

Юрий Юрьевич Юрчик — очень звучное и запоминающееся сочетание, не так ли? Особенно для учителя, который уже готов познакомиться со своими учениками. Правда, удивляет нас наставник, детям иногда неудобно выговаривать его имя-отчество, поэтому после всех трансформаций остается короткое Юр Юрыч. 

— Я из тех, кто всегда любил школу и не ленился засиживаться за учебниками,
— признается молодой человек. — Однажды мой преподаватель рассказал интересную историю, которая и помогла определиться с профессией. Перемена, школьный коридор, двое мальчишек активно обсуждают, какая профессия лучше — инженера или врача. Один говорит: «Как же мы будем жить без домов и дорог? Конечно, важнее инженер». Второй парирует: «Зачем нам все это, если мы заболеем и никто нас не вылечит?» В итоге решили подойти к учителю, чтобы он их рассудил. А тот говорит: «Самая важная профессия — педагога, без него инженер не станет инженером, а врач — врачом». И правда ведь, учитель — это вечная и всегда востребованная специальность. Я на протяжении всей жизни видел филигранную работу своих преподавателей, то, как они стремились заинтересовать нас и влюбить в предмет, воспитать личность. 

Накануне поступления в БГПУ имени Максима Танка Юрий отправился в отдел образования Кореличского райисполкома и взял целевое направление. Парень решил, что после учебы в столице вернется домой и привезет все накопленные знания местным ребятишкам.

— Сначала я немного сомневался: все-таки отрабатывать нужно 5 лет, а другим ребятам — всего два года. Но очень хотелось начать профессиональную деятельность именно дома: моя семья живет в Кореличах уже больше века, не хотел прерывать традицию преданности своей малой родине.

В историю педагогического университета имя Юрия вписано золотыми буквами: парень окончил вуз с красным дипломом. Химию и биологию выбрал по велению сердца — говорит, эти предметы его всегда захватывали.

— Каждое занятие как отдельное представление: на химии можно показывать эффектные опыты, на биологии — работать с микроскопом и препаратами. Тем более эти две науки прогрессивно развиваются, они всегда востребованы: ни ученикам, ни мне не будет скучно. Кстати, опыт проведения уроков у меня уже есть — во время практики в школе я учился не только понятно доносить материал, но и общаться с детьми. Мне еще понравилась полевая практика, во время которой мы собирали энтомологические коллекции и гербарии, систематизировали свои знания. Спасибо нашим наставникам, которые всегда готовы были помочь. Вообще, я очень благодарен БГПУ за эти четыре года: мы стали настоящей семьей. Мне нравилось, что руководство всегда поддерживало студентов и присутствовало на всех мероприятиях вместе с нами. Например, тот же Минский полумарафон мы бежали бок о бок с ректором, проректорами, деканами и преподавателями. 

Август для Юрия Юрьевича месяц особенный: есть время познакомиться с коллективом школы, подготовить планы уроков и продумать, как заинтересовать ребят своими предметами.

— Я буду вести уроки в 6—11-х классах. Думаю, проблем не возникнет, все-таки это ребята более старшего возраста, они уже знакомы с дисциплиной. Если будут, например, шуметь, я не стану стучать указкой по столу или ставить двойки — просто на минутку перестану говорить и тем самым привлеку их внимание. Я бы хотел быть справедливым и понимающим учителем, который не жалеет отметок, но ставит их по заслугам. Уверен, что уроки должны проходить наглядно, благо в моих предметах возможностей для творчества достаточно. Во время распределения мне хотелось бы ощутить понимание и поддержку старших коллег. Все-таки учитель — профессия живая, ты постоянно должен совершенствовать свои навыки. Я еще в начале пути. Для меня лучшая благодарность и оценка труда — влюбленные в химию и биологию ученики.

«Во время первого выезда понял: все, детство закончилось, начинается серьезная работа»

Лейтенант внутренней службы Денис Ляхович передает привет из Светлогорского районного отдела по чрезвычайным ситуациям. Молодой специалист с двумя звездочками на погонах в первый же день распределения окунулся в работу по специальности — выезжал на место возгорания автомобиля. 

— В детстве я видел, как здоровые, красивые парни тушат пожары, и мне тоже захотелось к ним присоединиться,
— вспоминает Денис. — Выбрал Университет гражданской защиты МЧС: родители, узнав, где я хочу учиться, очень обрадовались — профессия престижная, людям буду помогать. Но подвело здоровье — из-за проблем со зрением я не мог стать спасателем, пошел на смежную специальность «Пожарная промышленная безопасность». 

Родители отпускали сына в столицу неохотно, но потом поняли: только в университете из него сделают настоящего мужчину.

— Это были четыре года совсем другой жизни, мы стали как один сплоченный коллектив. Первое время мне было тяжело привыкнуть к распорядку дня: дома когда встал, тогда и утро, а в УГЗ подъем, обед, учеба — все по таймингу. Дисциплина там жесткая, но я всегда мог спокойно подойти к преподавателю и без проблем получить ответ на любой вопрос. На 1—2-м курсах практика у нас проходила в Минском гарнизоне: вместе с инспекторами мы ходили по садикам и школам, рассказывали детям о правилах пожарной безопасности. А уже на последних курсах я приехал в Светлогорск, знакомился с работой местной части. 

Денис еще в университете понял: пятилетнее распределение он хочет отработать в родном городе. 

— Здесь мой дом, я всех знаю. В понедельник пришел на службу и понял, что сделал правильный выбор: руководство встретило очень добродушно, коллеги сказали, что все будет хорошо, а если что-то не получится, они мне помогут. Да и мама довольна, что я вернулся: всем рассказывает, что ее сын — работник МЧС, гордится. Мне нравится ходить по городу в форме — люди оборачиваются, дети всегда улыбаются и машут руками. Я почувствовал невероятное доверие к спасателям и какую-то всенародную любовь.

В трудовой книжке у Дениса записано, что он работает инспектором инспекции надзора и профилактики. Лейтенант расшифровывает, чем же будет заниматься на службе:

— Основная моя деятельность — это дознание. Буду выезжать на пожары и проводить расследование: почему произошло возгорание, кто в нем виноват. За мной наблюдает старший коллега и предостерегает от ошибок. Мой первый вызов — возгорание автомобиля, предварительно из-за короткого замыкания. Когда прибыл на место, немного опешил: все-таки видеть такое на картинках в университете и воочию — разные вещи. Тогда и понял: детство закончилось, начинается серьезная работа. 

Каждый лейтенант хочет быть генералом, Денис не исключение. 

— Мне хочется расти по карьерной лестнице, создать семью, быть полезным государству и помогать людям. Главное, что с делом всей жизни я уже определился.

«Я осознала, ради чего страдала над учебниками, когда правильно поставила диагноз заболевшему ребенку»

В этом году мы как никогда оценили работу наших медиков — отважных профессионалов, которые умеют совладать со страхом неизвестности и помочь тем, кто в них нуждается. Надо сказать, в полку прибыло: 23-летняя Любовь Жерко с красным дипломом окончила Белорусский государственный медицинский университет и будет трудиться врачом-педиатром в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии.

— Моя мама всю жизнь работает педиатром. Помню, как в детстве я на нее смотрела и вдохновлялась. Мне всегда казалось, что врачи — это необычные люди, которые знают и умеют больше остальных. Но выбор вуза дался нелегко, еще в 10-м классе меня «штормило», и я даже пошла учиться в физико-математический класс. Правда, через год передумала — гены возобладали,
— улыбается Любовь. 

Учеба в БГМУ не из легких, это девушка осознавала всегда. Но, признается, к такому объему знаний и сложных заданий готова не была.

— Скажу честно, первые три курса для меня казались кошмаром — было настолько тяжело, что я задавалась вопросом, зачем мне этот вуз. Но ответила на него, как только началась практика и мы стали проводить осмотры, собирать анамнез. Я поняла, ради чего страдала над учебниками, когда правильно поставила диагноз заболевшему ребенку. Осмотр для меня как расследование: есть большой хаотично собранный клубок, который ты разматываешь благодаря анализам и жалобам пациента.

Распределение у молодого врача будет длиться три года — за это время Любовь должна познакомиться с работой клиники и поработать в разных отделениях. К слову, РНПЦ в Боровлянах она выбрала не случайно:

— Летом я проходила в этой клинике врачебную практику и увидела, насколько там высокий уровень оказания помощи. Каждый день к медикам поступают детки с редкими заболеваниями, бывают невероятно сложные случаи, и это такое счастье — вылечить ребенка и выписать его домой. В то же время я не обольщаюсь: хорошо понимаю, что такое онкология и насколько сложно работать с семьями, которых коснулась трагедия. Надежда есть всегда, дети часто выздоравливают, эта болезнь не такая уж тупиковая. Тем более у меня есть коллеги, которые морально поддержат. Надеюсь, я психологически готова к этой работе. Самое сложное для меня — выйти на правильный диагноз, только так станет понятно, как лечить ребенка. Я восхищаюсь работой своих коллег, которым порой одного взгляда достаточно, чтобы понять, что с ребенком. Однажды привезли девочку, у которой все анализы были неплохими, единственное, что вызывало вопросы, — увеличенный лимфоузел, неопытный врач его даже не обнаружил бы. Но коллеги вовремя заметили, поставили диагноз «лимфома» и спасли ребенку жизнь.

Младших братьев и сестер у девушки нет, но она очень любит детей и знает, как успокоить плачущего малыша, который не дает приблизить к себе фонендоскоп. В чем секрет? Доктор говорит, что ему просто нужно улыбнуться! Дети канючат, когда боятся и у них что-то болит. Но если ты общаешься с ними по-доброму, быстро успокаиваются и готовы идти на контакт. 

— В этой клинике мне все нравится, надеюсь, что останусь здесь работать на долгие годы. Понятно, за время отработки по распределению я не стану первоклассным профессионалом, но надеюсь узнать многие нюансы педиатрии. А если заглядывать вперед, хочу когда-нибудь стать заслуженным врачом Беларуси и поводом для гордости своих родителей.

«Настоящим режиссером я стану в 50 лет, когда таковым меня признают люди»

Творчеством 22-летний новополочанин Сергей Януленок увлекся еще в детстве: ни один школьный концерт или спектакль не обходился без его участия. В 10-м классе он по совету друга приехал на день открытых дверей в Белорусский государственный университет культуры и искусств. Признается, еще с порога понял: больше думать нет смысла — нужно готовиться к поступлению.

— Меня заинтересовал формат учебы: мы не сидели в лекционном зале с книжками, а постоянно практиковались, занимались актерским мастерством, вокалом. Я учился на специальности «режиссура эстрады», в группе было всего пять человек, поэтому затеряться среди отличников никто не мог — хорошо учиться необходимо было каждому. С первого курса участвовал в мюзикле, параллельно был частью режиссерско-постановочной группы на разных концертах. Универ вообще оставил много ярких впечатлений. Особенный восторг у меня вызвал «Славянский базар в Витебске», куда мы ездили в 2017 году. Только представьте: я, совсем юный студент, который не так много в жизни видел, оказался на одной площадке с эстрадной элитой не только нашей страны, но и зарубежья. Было ощущение причастности к чему-то грандиозному и торжественному. 


В ближайшие пару лет Сергей будет работать на два города: готовить постановку уникального проекта в Новополоцком дворце детей и молодежи и участвовать в масштабных мероприятиях под руководством известного режиссера-постановщика Александра Вавилова в Минске.

— Еще весной я не знал, где буду проходить распределение, но в родном городе появился очень хороший проект, в котором мне предложили работу главным режиссером. Здесь по инициативе парламента детей и молодежи города Новополоцка создали инклюзивный театр «PAZAM» для детей с ограниченными возможностями, и мне вместе с ребятами нужно подготовить первую постановку — прямо сейчас пишу сценарий и провожу кастинг. В этом проекте для меня главное — свобода творчества: только я несу ответственность за свои решения и только от меня зависит, получится ли у нас грандиозный спектакль. На масштабных мероприятиях этого не хватает, твои руки не до конца развязаны, сценарий постоянно корректируется. Здесь же есть возможность сделать что-то свое и потихоньку подниматься по карьерной лестнице.

Руководство встретило Сергея настолько радушно, что он на секунду почувствовал себя звездой. Правда, ненадолго, ведь парень навсегда запомнил слова своего мастера: «Режиссером вы станете не в университете, не после выпускного, а в 50 лет, когда сделаете много проектов и заслужите признание людей».

— Я рад, что распределение дает мне возможность набраться бесценного опыта, научиться работать с разными людьми и к каждому найти индивидуальный подход. Когда-нибудь мечтаю сделать авторскую постановку, которая прогремит на всю страну — это будет драматическое и философское творчество, в котором люди смогут найти для себя ответы на вопросы вечности.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей КАСПЕРОВИЧ, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования:

— В этом году мы распределили около 18 000 выпускников с высшим образованием и примерно 2400 магистрантов, а также почти 19 000 человек, получивших среднее специальное образование, и практически 24 000 рабочих с профтехобразованием. 

Случаи, когда выпускник не явился к месту работы по распределению, единичные. Но следует разграничивать причины. Например, они бывают уважительными: это поступление на более высокую ступень образования (например, в магистратуру), а также служба в армии и вопросы, связанные с нетрудоспособностью. Если мы говорим о тех, кто не прибывает на первое рабочее место без уважительной причины, то цифры здесь весьма невелики, поскольку большинство выпускников осознают важность распределения и возможность, которая им предоставляется. А кого-то, скажем без лукавства, сдерживает необходимость возместить немаленькие средства за обучение.

Сегодня весьма обширный перечень льгот для молодых специалистов, система многогранная, находится в компетенции нанимателя, местных властей и так далее. Начнем с того, что молодым специалистам гарантируется трудоустройство в соответствии с полученной специальностью и фактически отсутствует испытательный срок. Также им положен отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным на педагогическую работу, даже больше — 45 дней. Возможна денежная компенсация в связи с переездом на работу в другую местность. Материальная помощь в размере месячной стипендии положена выпускникам с высшим или средним специальным образованием, а выпускникам с профтехобразованием — выплата из расчета тарифной ставки по присвоенной квалификации. Кроме того, местные органы власти или наниматели могут устанавливать дополнительную денежную помощь молодым специалистам и молодым рабочим и выделять средства для компенсации затрат на съем жилья. Установлены доплаты (повышение окладов на 10 процентов) для выпускников, получивших направление в бюджетную организацию. Есть льготы для молодых специалистов и при постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Но ключевая льгота — это возможность работать по специальности в соответствии с полученной квалификацией. Это позволяет усилить конкурентное преимущество выпускника в сравнении с теми, кто уже есть на рынке труда.

glushko@sb.by

Фото из архива героев.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter