Люди не только покоряют Эверест, но и загаживают

Обратная сторона покоренной вершины

Это только издали Эверест кажется чистым, белоснежным и недоступным. Вблизи же приходится смотреть под ноги: на горе «лежат погибшие альпинисты, бытовые отходы и, пардон, экскременты». Человеческие, естественно, с собаками там пока никто не гуляет. Такой вопрос поднимает разбирающееся в проблеме издание «Популярная механика».

Глобальное потепление, съеживание снежных шапок и усыхание глетчеров могут привести к тотальному таянию. Тибетцы с северной стороны горы и непальцы с южной в ужасе ждут, когда на них сверху обрушатся килотонны не сметающей снежной лавины или удушающего вулканического пепла, а простых человеческих отходов. Ужасная и обидная смерть, неудобно даже говорить. Журналисты заранее расставляют фотокамеры и готовят марлевые повязки.

Восхождение на самую высокую вершину мира давно стало туристическим аттракционом. Не для всех и каждого, конечно, но доступным. Поток обеспеченных желающих что–то доказать себе или окружающим не останавливает даже такая статистика: в прошлом году (примерно то же было и в позапрошлом) «при восхождении погибло 6 человек, до базовых лагерей добрались 1.060 туристов–альпинистов, взошли на гору 648 человек», из них процентов 40 — шерпы.

Люди идут и лезут, карабкаются и ползут к вершине, оставляя за собой цепочки осязаемо материальных следов. Больше тысячи восходителей ежегодно — это ведь без учета носильщиков–шерпов и прочего «тылового обеспечения». И контролеров. Потому что за право покорить надо заплатить. Средняя цена «путевки» на Джомолунгму, предлагаемой туроператорами, сейчас составляет 115 тыс. долларов. Если же вы сами собираете экспедицию, то подсчеты начинаются с 40 тыс. долларов на человека. Думаю, нынче первопроходцы Эвереста Норгей и Хиллари даже не стали бы подниматься.

Неудивительно, что от таких цифр может начаться и расстройство, в том числе и кишечное. Бороться с проблемой пока решено чисто экономическими методами. Власти Тибета и Непала берут депозиты с собирающихся на маршрут, по 4 тысячи с команды. Депозит вернут, если каждый принесет обратно с горы в лагерь не менее 8 кг мусора. Говорят, что бережливая белорусская экспедиция перевыполнила эту норму раза в полтора. На всякий случай и из любви к чистоте. А практичные украинцы, говорят, пытаются сдать мусор не с труднодоступных вершин, а из соседних окрестностей. Иногда удается.

Но «свободная рука рынка» вопрос решить не может. Подсчитали, что каждый год с Эвереста «только шерпы приносят 12 тонн одних экскрементов». И это «лишь небольшая часть того, что лежит на склонах». Причем Джомолунгма, «Божественная мать жизненной энергии» — это одна из самых труднодоступных точек планеты! Что же тогда происходит в Альпах и Пиренеях, Апеннинах и на укромных склонах Карпат? Знаете, для меня новыми гранями заиграла строчка песни «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал...»

Короче говоря, мы, люди, способны покорить любую высоту. С вероятностью процентов 60, глядя на приведенные цифры. Но вот загадить даже самую недоступную вершину мы можем с вероятностью сто процентов. И в мире нет таких сил, которые смогли бы остановить нас.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter