«Языческий» идол из вод Дриссы и посмертная маска Тутанхамона в Минске: вспоминаем самые громкие фейки в культуре последних лет

Обманываться рады

Как фальшивые «открытия» и громкие афиши заменяют факты

Какими только новостями не кормит публику интернет. Но порой фейки выглядят настолько ладно и правдоподобно, что их, не разобравшись в сути вопроса, перепечатывают даже уважаемые медиа. Как правило, любые разбирательства в отношении таких «сказок» заканчиваются крупным скандалом или — что еще хуже! — подорванным доверием общества к науке или культуре. 

Посмертная маска Тутанхамона в Минске, миф о могилевском «першадруке» и «языческий» идол из вод Дриссы на Россонщине — вспоминаем самые громкие культурные разоблачения последних лет. 

Выставка «Сокровища Древнего Египта»: тайны фараонов 

Три года назад египетская выставка в Минске наделала много шума. «Более 300 экспонатов, история целой цивилизации» — зазывали легковерных граждан рекламные плакаты с растиражированным изображением посмертной маски Тутанхамона. Эти афиши в конце концов и стали главным аргументом шумихи в соцсетях: а «раритеты»‑то на деле все ненастоящие!

фото Виталия Пивоварчика.

С одной стороны, кураторы выставки честно говорили о репликах и воссозданных копиях, охотно демонстрируя пояснительные таблички к экспонатам. С другой — афиши о копиях и репликах ни слова не сказали. Отсюда — волна возмущения и фейковая новость: «В Беларусь везут маску Тутанхамона!» Чуть позже, когда обсуждение стало слишком бурным, организаторы миссию проекта переиграли: назвали его «образовательным» и уточнили, что речь шла, конечно же, исключительно о современных копиях самых знаменитых произведений искусства Древнего Египта. Обратив при этом внимание граждан: слова «копии» на афише нет, но и «оригиналы» там ведь тоже не написано. Мол, о том, что артефакты такого уровня не вывозятся из Египта, известно всем. Поэтому ожидать несколько сотен оригинальных экспонатов в Минске абсолютно нелогично.

Могилевский «першадрук»: Скорина не был первым?

«Первая белорусская книга была издана в 1504 году в Могилеве!» — такими «сенсационными» заголовками пестрили СМИ в 2015 году. Новость была основана на сообщении киевской исследовательницы, которая нашла в Центральном государственном историческом архиве Украины список книг, хранившихся в церкви Пречистой Богородицы села Яловка нынешней Брянской области России. В числе прочих в реестре значился и «Апостол печати могилевской 1504».

А о чем это, по сути, говорит? О том, что в Могилеве якобы имелась типография, в которой книга вышла раньше, чем изданная в 1517 году в Праге Библия Скорины. 

Александр Суша.
фото Павла Чуйко.

Заместитель генерального директора Национальной библиотеки Беларуси, председатель Международной ассоциации белорусистов Александр Суша вспоминает:

— Сколько раз в тот год мне пришлось опровергать эту информацию! Ну не мог стать белорусским «першадрукам» тот «Апостол» хотя бы потому, что не существовало в Могилеве в те годы ни типографии, ни личности, равной Скорине. Давайте разберемся еще раз. Во‑первых, могилевского издания 1504 года никогда не было зафиксировано ни в одной библиотеке мира. Во‑вторых, в Могилеве в начале XVI века элементарно не было условий для основания там типографии. Город не имел ни Магдебургского права, ни крупных монастырей, ни учебных заведений… В‑третьих, даже собственно могилевские хроники не упоминают о таком важном факте, как появление в городе книгопечатания. В‑четвертых, в списке киевской исследовательницы масса неточностей, там приводится ошибочная информация, описания книг даются с опечатками. Кроме того, все остальные издания в списке датируются концом XVII — началом XVIII века. 

Россонский деревянный идол: хорошо забытое новое

фото smolbattle.ru
Летом 2011 года в научных кругах только и разговоров было, что о «деревянном идоле, аналогов которому нет во всем славянском мире». Напомним, в августе того года археологи подняли со дна реки Дрисса в Россонском районе Витебской области языческое (как тогда казалось) изваяние. Новость моментально облетела все СМИ: сенсационная находка всемирного значения! К слову, для пролежавшего в воде около тысячи лет идола россонский неплохо сохранился: были отчетливо видны его глаза, губы, нос…

Находку сразу отправили в Институт истории Национальной академии наук на экспертизу, которая заняла почти три месяца. Увы, чуда не случилось. «Языческий» идол оказался подделкой, произведением искусства конца XX века. В историческом плане деревянная фигурка ценности, конечно, не имела. А вот в плане художественном получилась весьма занятной — сделанной как будто бы специально под старину.
Ежегодно ученые и специалисты вынуждены давать опровержения десяткам псевдонаучных «сенсаций». 
Невидимые краски «Бiблii рускай»: Скорина снова в деле

Еще одно книжное «открытие» пришлось опровергать Александру Суше в 2011 году. Один из белорусских исследователей в своей статье «Белая лiстота на тытуле Бiблii» обратил внимание читателей на необычный «факт»: якобы знаменитая гравюра титульного листа «Бiблii рускай» напечатана в трех цветах, один из которых… невидимый. 

Чтобы убедиться в истинности этой теории (или опровергнуть ее), Александр Суша отправился в Российскую государственную библиотеку, где хранятся экземпляры скориновской «Кнiгi Быцця», в репродукциях которых кому‑то причудилась прозрачная краска. Александр Александрович рассказывает: 

— Работа с оригиналами (а автор того «открытия» работал лишь с репродукциями!) подтвердила мои подозрения. В одном экземпляре не было никакого изображения на верхнем щите гравированного титульного листа. Более того, лист оказался новоделом — то есть был создан уже после публикации издания взамен утраченного. Однако при просмотре его на просвет становились видимыми фрагменты гравюры «Тройца», напечатанной на обратной стороне. Поэтому, видимо, и появилось впечатление наличия «почти невидимого изображения». Второй экземпляр (а именно его копию, скорее всего, и видел гомельский исследователь) на том же щите содержит рукописные рисунки или записи чернилами, которые со временем размылись. Очевидно, именно этот образ исследователь воспринял как напечатанный Скориной практически «невидимыми» красками. 

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter