Что скрывается за великими изобретениями? Возьмите годы кропотливой работы, разбавьте их десятками экспериментов и допущенных ошибок, внезапными прозрениями и неиссякаемым энтузиазмом. И вот идея на миллион готова. Но что с ней делать дальше: кому показать и куда обратиться? Сотни ребят по всей стране знают ответ наверняка: заявить о себе и своем ноу-хау можно на республиканском конкурсе инновационных проектов «100 идей для Беларуси». На минувшей неделе молодые рационализаторы презентовали свои разработки в гранд-финале. Рассказываем, какие проекты показались нам наиболее интересными и перспективными.
Екатерина Зайцева из Витебского района победила в номинации «Рациональное природопользование» за проект экосумки
Вниманию экспертного совета было представлено сто лучших разработок, отобранных из 1200 заявок во время районных и областных этапов. Приветствуя участников выставки «Навигатор идей», Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко обратил внимание на то, что проект «100 идей для Беларуси», зародившись десять лет назад, стал традицией:
– Он пользуется популярностью у молодежи и с каждым годом набирает обороты, появляются новые номинации. У нас в стране созданы все возможности для развития творческой инициативы, для выявления вот таких талантливых ребят, рационализаторов, изобретателей. Тем более конкурс проводится в различных сферах жизнедеятельности, по различным отраслям промышленности, сельского хозяйства, в системе национальной безопасности, экологии, в социальной сфере. И здорово, что сегодня участвуют в этом проекте не только аспиранты, молодые ученые, студенты вузов, но и старшеклассники, учащиеся системы среднего специального образования.
Молодые изобретатели во время защиты разработок приложили все свое красноречие, чтобы убедить экспертный совет в потенциале ноу-хау. Важно было не растеряться и ответить на вопросы, порой довольно неожиданные. А некоторым счастливчикам на презентации представилась возможность познакомиться с менторами – заинтересованными специалистами, готовыми оказать поддержку в реализации задумки. Авторов лучших проектов наградили в двух возрастных категориях: учащиеся и студенты, работающая молодежь.
Организаторами конкурса «100 идей для Беларуси» выступают Белорусский республиканский союз молодежи, Государственный комитет по науке и технологиям при поддержке Министерства образования.
«Живая рука»
В номинации «Медицина, фармация, медицинская техника» победу одержали десятиклассница средней школы № 111 Минска Анна Бондарович и ее научный руководитель – педагог адаптивной физкультуры Наталья Чирицо. В творческом тандеме они разработали комплекс тренажеров и специальных упражнений для реабилитации детей с ДЦП. У таких ребят возникают сложности с координацией рук: кисти спастичные, подвижность суставов нарушена или, наоборот, они чрезмерно подвижные в зависимости от категории заболевания, поясняет Наталья:
– Наши тренажеры и комплексы упражнений направлены на то, чтобы снять спастику руки и научить правильно работать кистью, что особенно важно в начальной школе, когда ребенок только привыкает к захвату ручки во время письма. Потребность в них возникла в связи с тем, что в нашем учреждении образования открыты классы с интегрированным обучением и воспитанием, где занимаются 18 детей с особенностями психофизического развития и десять – с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Наталья Чирицо и Анна Бондарович: – Идей у нас много
Учитель демонстрирует разработку: сначала ребенок погружает руки в специальную ванночку, оборудованную функциями подводного массажа и подсветки, и выполняет упражнения с предметами – так его кисти расслабляются и одновременно подготавливаются для более серьезной нагрузки.
Второй тренажер – дисково-тактильный – выглядит как обычный стол. На нем закреплены несколько предметов, о предназначении которых можно только догадываться: деревянные планшеты с фигурными прорезями, разноцветные тканевые мешочки, болты с навинченными гайками…
– Попробуйте нащупать содержимое одного из мешочков и угадать, что в нем находится, – предлагает педагог.
Любопытство берет верх, однако справиться с задачкой не так-то просто – мои тактильные ощущения меня подводят: то, что я приняла за пуговицы, на деле оказалось плоскими геометрическими фигурами. Во время занятия ученик должен дать устное описание предмету (из чего он сделан, какой формы и размера), посчитать его количество и в конечном итоге отгадать содержимое мешочка, поясняет Наталья:
– Это упражнение хорошо стимулирует воображение и развивает артикуляционный аппарат, что особенно важно для детей с ДЦП.
Все тренажеры Наталья разрабатывала вместе с Аней. Техническую часть – подготовку и сборку деталей – взял на себя супруг учительницы. Электрику и прочие расходные материалы приобрели на грант Мингорисполкома, который педагог получила в прошлом году.
Своеобразной репетицией перед защитой проекта в гранд-финале «100 идей» стало участие в выставке во Дворце Республики во время VI Всебелорусского народного собрания, рассказывает Анна:
– Учитывая масштаб форума, представлять свою разработку перед делегатами со всей страны было очень ответственно и волнительно.
Eco-Dark
В номинации «Национальная безопасность и обороноспособность, защита от чрезвычайных ситуаций» победу одержал учащийся Витебского городского центра образования детей и молодежи Александр Баранов. Он представил на конкурсе радиоуправляемую модель для охраны водных ресурсов и экологического контроля. Устройство выглядит как подводная лодка, а управляется дистанционно. Модель может развивать скорость до 124 километров в час и оснащена камерой с прямой трансляцией, посвящает в некоторые технические тонкости юный разработчик:– С помощью Eco-Dark можно исследовать различные акватории: снимать пробы воды, наблюдать за водоплавающими птицами, изучать видовое разнообразие рыб.
Александр Баранов: – Браконьер не пройдет незамеченным мимо моей установки
Батлейка для незрячих детей
В агрогородке Позороки Глубокского района, на родине Игнатия Буйницкого – родоначальника первого профессионального национального белорусского театра, команда школьников создала на основе батлейки контактный театр с элементами эмоциональной терапии. Его особенность в том, что он адаптирован для просмотра постановок детьми с инвалидностью – теми, которые не могут видеть и слышать, рассказывает руководитель проекта учитель белорусского языка и литературы Светлана Кузнецова:
– Кроме обычных «лялек», которых, кстати, для нашего театра сшили учащиеся объединения по интересам «Мастерская чудес» Пинского колледжа УО «БрГУ имени А. С. Пушкина», у нас есть и куклы, приспособленные для восприятия на ощупь.
На родине Игнатия Буйницкого развивать театр продолжают школьники
Педагог раскрывает фетровую книгу: на одной странице изображен ангел, на другой – царь Ирод. Контактируя с ними во время спектакля, ребенок может представить себе изображенного персонажа: так, злодея Ирода сшили из шершавых и колючих тканей, а ангела – из мягких и приятных. Каждый герой имеет и свой уникальный запах: в комплекте к книге идут коробочки с ароматическими композициями, понюхав которые можно дополнить образ.
Пока в репертуаре театра только одна постановка, рассказывающая библейскую историю рождения Христа. Но ребята и неравнодушный педагог не собираются останавливаться на этом.
Солнечный концентратор
В номинации «Энергетика, в том числе атомная, и энергоэффективность» победу одержал учащийся Новоельнянской средней школы Дятловского района Александр Бакович с разработкой солнечного концентратора, предназначенного для производства тепловой энергии в условиях замкнутого водоснабжения. Слишком сложное название? Но только лишь на первый взгляд. По сути это комплекс, который может применяться в рыбных хозяйствах, утверждает Александр:
– Он включает в себя непосредственно сам солнечный концентратор, бассейн с личинками рыб, пруд и резервуар для сбора теплой воды, используемой в ночное время. Мои расчеты показали, что при выращивании промысловой рыбы – карпа и африканского сома – устройство экономит 640 рублей за четыре месяца.
Выращивать промысловую рыбу с помощью энергии солнца станет еще проще
Браслет заботы
В номинации «Общество, экономика и социальная сфера» лучшим назван проект учащихся Белорусского государственного медицинского колледжа Екатерины Ярмолюк и Эльнура Мушвика. Ребята придумали полезный аксессуар, который по достоинству оценят пожилые люди и те, кто имеет хронические заболевания. Если им станет плохо прямо на улице, прохожие смогут сообщить об их состоянии в скорую, отсканировав QR-код на браслете. Фишка в том, что это позволит фельдшерам скорой помощи моментально узнать диагноз пациента, получить в режиме онлайн выписку из медицинской карты и принять верное решение по оказанию экстренной помощи, поясняет Екатерина:
Браслет заботы выручит в сложной ситуации
derzhanovich@sb.by