Новый формат выплаты дорожного сбора: какие предполагаются изменения

Вопрос госпошлины за участие в дорожном движении давно будоражит умы белорусских автолюбителей. Основная проблема – так называемый «транспортный налог» не учитывает интенсивность эксплуатации машины. Нелогично – поэтому порядок выплаты госпошлины уже не раз думали изменить. Недавно этот вопрос на совещании поднял Президент. Теперь о новом формате уплаты дорожного сбора дискутируют парламентарии, своими идеями делятся эксперты и водители – мы собрали основные предложения по изменениям.

Фото: Алексей Вязмитинов

Корень проблемы

Размер госпошлины зависит от нескольких факторов. Это статус плательщика (физлицо или организация), вес машины и тип транспортного средства (легковое авто, грузовик, мотоцикл и др.). Количества наезженного расстояния в списке нет – этим-то большинство водителей и недовольно. 

Изучение общественного мнения подтверждает, что необходимость участия в софинансировании ремонта и строительства дорог споров не вызывает. Их вызывает сам механизм уплаты: с 2014 года у нас действует так называемый дорожный сбор. Однако люди считают, что характер его взимания не учитывает интенсивность использования транспортного средства. А значит, и частоту эксплуатации дорог,сказал Александр Лукашенко на совещании о совершенствовании взимания государственной пошлины за допуск транспортных средств к дорожному движению.

Фото: БЕЛТА

Президент также отметил, что «одинаково платят и тот, кто наматывает десятки тысяч километров в год, и пенсионер, который в сезон раз в неделю ездит на дачу». Поэтому Глава государства обратился к ведомствам с вопросом: «Как обновить существующий порядок, чтобы предложить людям понятный, комфортный и, насколько это возможно, незатратный способ участия в поддержании качества и развитии наших дорог?»

Варианты решения

Фото: БЕЛТА

Главное, по словам Премьер-министра Романа Головченко, – сделать сбор «собираемым и справедливым». Он уточнил, что средний платеж по госпошлине в Беларуси составляет 7,45 базовой величины (201 рубль в год). Для физических лиц показатель колеблется от 81 до 540 рублей. Одновременно со сбором автомобилисты рассчитываются и за техосмотр.

Впрочем, это в скором времени может измениться. Председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир Андрейченко заявил: «Принято решение, что госпошлину от технического осмотра нужно отвязать однозначно». Это не все: сам формат уплаты транспортного налога тоже хотят поменять. Как?

Фото: БЕЛТА

Председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Игорь Комаровский отметил, что самыми популярными вариантами решения вопроса госпошлины являются «использование технической системы средств фотовидеофиксации для контроля за уплатой дорожного сбора, а также включение его в стоимость топлива».

Первый вариант не нов: такое уже предлагали в проекте Указа Президента «О платежах за участие в дорожном движении». Суть заключалась в том, чтобы изменить единовременность выплаты, разбив ее по месяцам. Собираешься пользоваться машиной в течение, допустим, полугода – оплати этот период. Не собираешься – не нужно. А камеры должны были бы по регистрационным номерам отслеживать, оплатил ли водитель текущий месяц. Это вызвало множество вопросов у водителей. Например, о том, как конкретно будет проводиться контроль. Проект Указа так и не приняли, а сейчас вернулись к нему вновь, но уже с новыми идеями.

Фото: Александр Кулевский

Одно из самых популярных среди автомобилистов решение – включить госпошлину в стоимость топлива. Оно очень логичное, потому что появляется прямая связь между интенсивностью использования транспорта и сбором. Мысль не новаторская – так уже делают, например, в США. Однако есть и свои проблемы. 

Фото: БЕЛТА

Прежде всего это одновременное резкое повышение цен на топливо. При этом будет разница в ценах между стоимостью топлива в нашей стране и в России. И третье. Если мы заложим прибавку в стоимость топлива, то это скажется и на инфляции, – объяснил Владимир Андрейченко.

Фото: БЕЛТА

Из других предложений – ввести гибкие сроки по платежам. Об этом заявил заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Валерий Мицкевич. Он сказал, что «нужно предусмотреть возможность оплачивать [госпошлину] в определенный период времени: год, два, шесть месяцев, три месяца, два месяца, можно даже [сократить срок] до двух недель».

Еще один вариант – вернуться к системе, существовавшей до 2014 года. То есть отменить дорожный сбор в принципе и финансировать ремонт дорог из госбюджета. Однако эксперты отмечают: это не лучший вариант. Во-первых, если дорожный фонд лишится источника дохода в виде прямых платежей белорусов, средств на уход за трассой станет меньше. Во-вторых, при финансировании ремонта дорог из бюджета снова рождается социальная несправедливость: получается, платить за это будут и те, кто на машинах не ездит. 

Фото: Алексей Столяров

Подводя итоги, можем сказать: плюсы и минусы есть у каждого из вариантов. Поэтому в идеале нужен какой-то компромисс. Обсуждение проблемы продолжается. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter