Марина Гущо — о гранте Президента и планах по развитию технологии ажурного ткачества

Нитей ажурное сплетенье

Уникальную технику ажурного ткачества возрождает Марина Гущо — руководитель кружка по ткачеству филиала «Городокский Дом ремесел и фольклора». Буквально по крупицам мастерица собирала данные о нем: объездила десятки населенных пунктов, изучила множество книг, перенимала опыт у старожилов… Сегодня Марина Гущо основная хранительница старинной традиции ажурного ткачества. Восстановленная ею техника получила статус нематериальной культурной ценности Беларуси. В этом году мастер удостоена гранта Президента на реализацию проекта по развитию технологии ажурного ткачества. Корреспондент «Р» узнала подробности.

За время работы в сфере народного творчества Марина Гущо перепробовала разные техники ткачества, но душой прикипела именно к ажурному.

Своя атмосфера

Беру в руки один из ажурных рушников. Вещь невесомая и прозрачная. Словно тонкая паутинка на ладони. Глядя на мотки льняных нитей в мастерской, сложно представить, как из них может получиться такая красота... Однако в руках умелого мастера возможно все. За время работы в сфере народного творчества Марина Гущо перепробовала разные техники ткачества, но душой прикипела именно к ажурному. Вот уже около 30 лет по этнографическим образцам она создает коллекцию полотенец, исполненных этим сложнейшим способом.

— Каждый регион Беларуси имеет свои характерные особенности ткачества, — Марина Гущо начинает беседу с краткого культурного ликбеза. — На стиль рушников Поозерья оказали влияние культурно-экономические связи с прибалтийскими землями и северо-западными регионами России, где было широко распространено ажурное ткачество. Особенно часто образцы, исполненные в этой технике, встречаются в Псковской, Смоленской и Витебской областях, реже — в Гомельской и Могилевской. На Городокщине с XVIII века технология ажурного ткачества была распространена повсеместно. У нас такую ткань называли кисея.

Фактурные полотна наши прабабушки создавали из отборных сортов льна. Из этих тканей шили скатерти, занавески, рушники и даже фату. Свидетельство мастерства городокских мастериц — богатая коллекция ажурных изделий местного краеведческого музея. В ней представлено более 20 образцов народного творчества, выполненных в этой редкой технике. Большинство из них обнаружены в деревнях и местечках района во время этнографических экспедиций. Кстати, по сохранившимся старинным рушникам, пересчитав каждую ниточку, можно воссоздать максимально приближенную к оригиналу копию. Именно этим долгое время занималась Марина Гущо:

— Ажурное ткачество считалось утраченным и было внесено в список памятников белорусской культуры. Мне очень помогла в освоении ажура бывший директор музея Екатерина Уверская. Она общалась со старожилами, занимавшимися им, записала технологию. Мысль о том, что удастся поднять это искусство из пепла, давала силы и вдохновение. Овладев техникой, я представила свои работы на конкурсе мастеров Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске — 2001». Жюри присудило мне Гран-при. 

Слушаю собеседницу и вижу, как горят ее глаза. Вот что значит человек на своем месте. Благодаря ей в 2013 году ажурное ткачество вычеркнули из списка памятников и признали культурным наследием страны. О возрожденной ею технике узнали не только в Беларуси, но и за ее пределами. Ее ажурные полотна экспонировались на выставках в России, Польше, Венесуэле, Прибалтике и Турции, вызывая неподдельный интерес у публики.

Как это сделано?

Мастерица садится за ткацкий станок и объясняет мне, как все устроено. Оказывается, ажурная красота создается с помощью дополнительного полнита. Это планка, на которую натягиваются дополнительные нити. Они входят в бердо по две в каждый зуб и перекручиваются. Мастер поднимает полнит, протягивает челнок, прибивает перекрутившиеся нити с помощью берда. Не стану утомлять читателя всеми техническими деталями, скажу только, что работа эта крайне кропотливая и требует немало терпения. Кстати, лайфхак от наших прабабушек! Под станок ставили котелок с углями. Благодаря теплу нити в процессе не лохматились. Это облегчало работу.

Ажурный рушник — вещь невесомая и прозрачная. Словно тонкая паутинка.

— Эти кросна подарил муж — сам сделал. Они небольшие, и их удобно брать с собой в поездки на выставки, — мастерица показывает свой ткацкий инструмент. 

Рядом стоят еще два станка. За ними работают ученицы. Правда, их немного: терпения хватает не всем. На один рушник уходит не одна неделя и около километра ниток! 

— Прошла несколько мастер-классов у Марины Леонидовны, и все получилось. Эта техника привлекла меня своей уникальностью. Хочется соткать ажурный рушник по своему эскизу, — говорит одна из учениц Татьяна Богданова. 

Тем временем шаг за шагом буквально по миллиметру появляются очертания будущего узора — разные по величине квадраты и прямоугольники. Челнок снует туда-сюда, а собеседница продолжает рассказ:

— Не существует двух одинаковых ажурных рушников. Даже выполненные по одной схеме плетения, они будут отличаться. Многое зависит от руки мастера, его умения и даже настроения.

Свои нюансы

Когда часть полотна будет готова, Марина Гущо украсит его вышивкой. Говорит, удобнее всего это делать на станке, который служит своего рода пяльцами. 

Кроме ажурных рушников, мастерица создает полотна и в других техниках — браное, выборное, переборное, ажурно-фактурное ткачество. Их также дополняет вышивкой. С удивлением узнаю, что в каждом таком узоре зашифровано послание со смыслом. На свадебном, например, ткут голубей, символизирующих любовь. На родильном — звезду, обозначающую мать. На пасхальном — кресты и церковь как знак веры. Прежде чем сесть за кросна, Марина Гущо изучает историю орнамента: 

— Иногда один узор может иметь несколько значений. Например, звезда одновременно и символ матери, и урожая. Все зависит от контекста: в первом случае такая руна опоясана венком из цветов, во втором — сложена из колосков. Часто комбинирую несколько рун, чтобы привлечь благополучие… 

Мастерица всегда готова поделиться своими знаниями: ведет кружки и выступает на семинарах.

За время работы Марина Гущо создала богатую коллекцию рушников, которая демонстрировалась в разных уголках Беларуси и за рубежом. Неоднократно ее работы отмечали дипломами победителя конкурсов мастеров народных ремесел и промыслов. Она является стипендиатом Министерства культуры за возрождение старинной технологии ткачества, лауреатом областных смотров-конкурсов профессионального мастерства…

Мастерица всегда готова поделиться своими знаниями: ведет специализированные кружки, выступает на семинарах и, конечно, демонстрирует необычные изделия на всевозможных выставках. Со своими рушниками она в составе культурной делегации представляла нашу страну в Венесуэле.

— Хочется создать коллекцию ажурных рушников и передать навыки возрожденной древней техники молодому поколению, — напоследок делится планами Марина Гущо. — На выделенный грант Президента наш филиал Дома ремесел планирует закупить дополнительные станки и прочее оборудование, провести мастер-классы. Ранее уже прошли два практических курса на Витебщине, один — на Могилевщине. В конце года обязательно организуем выставку, на которой представим гостям все созданные за год работы. Ажурное ткачество поистине является брендом Городокщины. 

gorbatenko@sb.by

Фото автора и БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter