Ведущая программы «Добрай ранiцы, Беларусь!» Нина Можейко: «Нужно начинать любить свое и гордиться»

Нина Можейко: «Нужно начинать любить свое и гордиться»

Как культурный обозреватель АТН Нина Можейко стала ранней пташкой

В прошлом году ко всем талантам культурного обозревателя Агентства теленовостей Нины Можейко добавился еще один — умение (а главное, желание!) вставать еще до рассвета и первых петухов. Став частью старейшего информационно‑развлекательного шоу страны, проекта «Добрай ранiцы, Беларусь!», с культурного поля Нина при этом не исчезла: ее репортажи и интервью по‑прежнему можно увидеть в эфире «Беларусь 1». 


— Скоро год, как утренним эфиром на «Беларусь 1» безраздельно правят барышни. Что ответите скептикам, которые писали, что шесть девушек на одном проекте не сработаются? 

— Ну а мы вопреки всем ожиданиям взяли и сработались. Причем, как мне кажется, очень даже неплохо. Каждая из нас — не просто красавица со своей изю­минкой, но и муза эфира. А ведь с нами же еще Светлана Боровская, которая, как мы смеемся, муза над всеми музами. Поэтому коллектив у нас сложился чудесный, и это самое главное. Думаю, новый сезон будет еще круче, веселее и энергичнее. Хотя, на мой взгляд, уже и так многое сделано для того, чтобы утро каждого нашего зрителя было отличным. Вообще, программа «Добрай ранiцы, Беларусь!» — это для многих белорусов уже традиция, обязательный элемент телевизионного утра. 

— После августовских увольнений части прежней команды «Добрай ранiцы, Беларусь!» на новых ведущих, в том числе на вас, обрушилась волна критики: мол, заняли чужое место. Сейчас морально стало легче? 

— Не буду скрывать: шлейф негатива тянется до сих пор. Я не хотела бы давать оценок комментаторам. Отвечу так: мы не заняли чье‑то место и ни с кем не соревнуемся вопреки ожиданиям. Прежние ведущие ушли по доброй воле. Пришли новые люди. И это нормально: проект не стоит на месте, телевидение — процесс очень динамичный. Мы просто стараемся делать свое дело — и делать его хорошо. У каждой, к счастью, хватает соответствующих навыков. Например, моя соведущая Оля Венская — профессиональный радийщик, человек с большим опытом. Ее знания плюс мои. Вообще, у каждой из нас есть сфера, в которой мы наиболее компетентны. Так, скажем, Катя Антонова ведет рубрику о материнстве, у Тани Матусевич — зарядка и ЗОЖ, Марианна Муренкова специалист по советским кинохроникам.

— А вне проекта вы дружите? Собираетесь, например, на совместные пикники и шашлыки? 

— Очень хотим, вот честно. У нас есть группа в одном из мессенджеров, где мы постоянно обсуждаем возможность собраться наконец всем вместе, хотя бы в августе, перед началом нового сезона. Но у всех разные графики, много закадровой работы. Однако мы не теряем надежды. Были недавно частью команды на «Славянском базаре», и даже там не получилось устроить девичник. Хотя Витебск, как известно, объединяет не только страны, но и людей. 

— К слову, о «Славянском базаре». Вы много лет работаете на фестивале, какими событиями или людьми запомнился этот год? 

— Пожалуй, главное впечатление от фестиваля — это Николай Носков. Несмотря на состояние, в котором артист находится после перенесенного инсульта, он счел возможным не просто приехать в Витебск, но и дать большой сольный концерт. Для меня он — пример и настоящий герой. Выступаю с инициативой дать ему орден Дружбы народов. Кто, как не он, достоин этой награды? А что касается тех артистов, которые отказались приезжать на «Славянский базар», то, как сказал министр культуры Анатолий Маркевич, никакой фестивальной погоды они не сделали. В угоду маленькой части аудитории они просто отказались от тех, кто при этом их действительно ждал… Хотя «Славянский базар» — это не только концерты, целый город живет и дышит фестивалем. Возможность показать себя дают абсолютно всем, в том числе молодым талантливым артистам, исполнителям, танцовщикам. 

По уровню профессионализма отечественные артисты ничуть не уступают коллегам из ближнего зарубежья, поверьте. Для меня в этом плане очень показателен фестиваль итальянской песни в Сан‑Ремо. Он проводится с 1951 года, и для итальянцев это главное музыкальное событие года, которое они всегда очень ждут. 
Так же и нам нужно относиться к «Славянскому базару»: начинать любить свое и гордиться.
— Для белорусского искусства и культуры в целом прошедший год оказался нелегким. Как на вашу работу в качестве культурного обозревателя повлияла вынужденная пауза? 

— Год действительно был непростым для всех нас. В связи с пандемией зрителю пришлось уйти с привычных площадок, театры и музеи искали новые формы работы. Но я рада, что сейчас все возобновилось. Недавно была на премьере «Лебединого озера» в Большом театре — полный зал. В других театрах заполняемость тоже неплохая, это говорит о том, что у общества есть запрос на культуру. 
Человек не может существовать без культуры, так же как и культура не может существовать вне человека.

Вопреки ожиданиям некоторых не остановилась жизнь и в Купаловском. Он смог устоять, его история продолжилась, пришли новые люди. Да, молодые, но все с этого начинали. Хорошо, что остались мэтры, такие как Геннадий Овсянников, Зинаида Зубкова, Тамара Миронова. Это люди, которые могут подсказать и подстраховать молодежь, в том числе уберечь от звездной болезни. Потому что, попадая в такой театр, нужно понимать, что это определенный уровень ответственности. И марка, которую держали несколько поколений артистов. Поэтому вдвойне радостно, что театральная жизнь в этих знаменитых стенах продолжилась. 
Помимо Нины Можейко и Ольги Венской, в проекте «Добрай ранiцы, Беларусь!» работают еще две пары ведущих: Екатерина Антонова и Марианна Муренкова, Анна Квилория и Татьяна Матусевич. Субботний выпуск программы ведет Светлана Боровская.
— Давайте подведем краткие итоги культурного сезона — 2020/21. На что посоветуете непременно сходить и где побывать? 

— Во‑первых, обязательно нужно увидеть «Паўлiнку» в Купаловском. Хотя бы просто для того, чтобы удовлетворить свое любопытство и посмотреть, как играют спектакль сейчас. Во‑вторых, в сентябре советую не пропустить оперу «Дзiкае паляванне караля Стаха» — это основная работа Большого театра в этом сезоне. Очень красивая костюмная история, с точки зрения зрелищности — то, что нужно. 

За пределами столицы моя главная рекомендация — музей Витебского народного художественного училища, где начинался УНОВИС. Эклектика в чистом виде: сочетание истории и современных технологий. Но самое важное, что эту легенду возродили небезразличные люди, которые за руку проводят гостей по сложному, но одновременно простому миру авангарда и супрематизма. Кроме того, на память о Витебске в музейной лавке можно купить классные сувениры по мотивам работ Казимира Малевича и Эля Лисицкого. 

И еще очень советую по дороге в Витебск заглянуть в Сенно. В местном историко‑краеведческом музее есть небольшая экспозиция, посвященная работам Матрены Маркевич — простой крестьянки из Сенненского района, чей узор на рушнике стал национальным орнаментом. Сначала он появился на флаге БССР, позже лег в основу орнамента нынешнего национального флага. В музее хранится несколько рушников, вышитых Матреной Маркевич, и каждый, мне кажется, до сих пор хранит энергетику этой удивительной женщины.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter