Источник: Знамя юности
Знамя юности

В Гомеле представили гравюры, созданные известным пейзажистам Иваном Шишкиным

Незнакомый Шишкин

Даже если вы далеки от искусства, услышав фамилию Шишкин, наверняка сразу начнете вспоминать… рожь, лес, картину «Утро в сосновом лесу». От школьных учебников до оберток конфет… Фамилия Шишкина, одного из крупнейших мировых живописцев-пейзажистов, стала нарицательной. Но 60 офортов (разновидности гравюр), прибывших в Гомель из Новгородского государственного музея, меняют представления об этом классике живописи. Иван Иванович предстает графиком и гравером со своим уникальным почерком.


Пейзажи-офорты словно черно-белые фотографии, только резче, объемнее, точнее. Прорисована каждая деталь: листок, кора дуба, облака вдали. На выставке в гомельской Картинной галерее Г. Х. Ващенко представлен альбом «60 офортов профессора И. И. Шишкина. 1870–1892 Санкт-Петербург», напечатанный крупнейшим издательством Адольфа Маркса в конце XIX века. Этот альбом – итог более чем 20-летней работы выдающегося русского художника. В 1891 году Шишкин устроил в Академии художеств большую выставку, на которой экспонировалось свыше 600 живописных работ. Огромный успех выставки навел художника на мысль сделать такой же ретроспективный обзор всем своим офортам, которых к этому времени у него было более ста. С этой целью он отобрал лучшие офортные доски, проработал их снова, некоторые полностью переделал и добавил около десятка новых. И, конечно же, сам участвовал в процессе печати. Это говорит о Шишкине как об очень многогранном мастере, рассуждает начинающая гомельская художница Екатерина Ковалева:

– Иван Шишкин для всего мира в первую очередь живописец. Найти сегодня в интернете информацию про его увлечение гравюрой несложно, однако увидеть эти работы в оригинале – событие. Здесь только два цвета – черный и белый, но как удивительно передана природа! Так умеет только Шишкин.

«Первый снег» (1885 г.)

Иван родился в состоятельной купеческой семье в городе Елабуге Вятской губернии. Его отец был городским головой, увлекался историей и науками. Именно отец, заметив интерес сына к искусству, стал выписывать ему специальные статьи и биографии известных художников. В 1852-м он отпустил молодого человека в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Славу пейзажиста, создававшего удивительные работы прямо с натуры, Иван Шишкин приобрел еще в первые годы учебы. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в 1856 году отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Его все сильнее влекла жажда художественного исследования природы. Он сосредотачивал внимание на каждом элементе, тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи. О живописце Шишкине и его пейзажах, передвижничестве написана не одна статья, а вот увлечение гравюрой у русского художника начинается после обучения в Европе. С 1862 по 1865 годы Шишкин жил за границей, главным образом в Германии и Швейцарии, посетив при этом Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. Впервые он занялся офортом в 1864-м в Цюрихе, рассказывает главный хранитель фондов Картинной галереи Г. Х. Ващенко Олег Курашов:

«Болото» (1892 г.)
– Две гравюры, исполненные им, вышли настолько удачно, что вдохновили молодого художника к более серьезным занятиям. В 1870 году, когда в Петербурге образовался кружок под названием «Общество русских аквафортистов», он стал одним из наиболее деятельных его членов, причем, как более опытный среди других художников, помогал многим из них советами и примером. С этого времени Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества.

Шишкин выпускал новые работы то отдельными листами, то целыми сериями, которые объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Темы пейзажные. Места – от теплого моря в Крыму до холодных финских скал. Мастер смело экспериментировал. Он не только вычерчивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков, добавляет Олег Курашов:

– В бесконечных экспериментах с техникой офорта Шишкин мог бы запатентовать с десяток изобретений. Дотошный и трудолюбивый, он не­устанно совершенствовал свои работы: у него с одной офортной доски подчас получалось до 20 состояний, так что один и тот же пейзаж в разных отпечатках постепенно обрастал деталями, птичками, облачками, лунными дорожками, рябью на воде, менял освещение и само настроение. В том, как он владеет карандашом, пером, соусом, углем, офортной иглой, чувствуется, что так же тщательно, как ботанические атласы, он изучал рисунки старых мастеров. Однако прекрасная графика мастера не только результат технических интересов художника, постоянно усложнявшего свои поиски и задачи.

Ирина Шмуйдова пришла на выставку с дочкой Кирой и сыном Романом

«Ели в Шуваловском парке» (1886 г.)
Специалисты сходятся во мнении, что пейзажи Шишкина уникальны как на холсте, так и в оттиске. Он прорисовывает любую былинку, зонтик лопуха и веер папоротника, любуется фактурой коры и сплетениями веток, покосившейся избушкой, буреломом или старой дорогой. В этих линиях и штрихах проступает истинная любовь художника к родной природе.    

Современники по достоинству оценивали графику Ивана Шишкина. Известный историк искусства и художественный критик конца XIX века Андрей Сомов писал в своей статье: «...если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то как гравер-пейзажист – единственный и небывалый в России».

galkovsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter