От идеи Царских врат до самой высокой бронзовой скульптуры Беларуси. История создания монумента «Врата памяти» в мемориальном комплексе «Тростенец»

Незаживающая рана

Нацизм и ксенофобия не признают государственных границ. Лагерь смерти Тростенец, урочища Шашковка, где жгли узников, и Благовщина, где расстреливали, — страшные символы трагедии 75-летней давности, объединившей целые народы. Когда в Тростенец вошли советские солдаты, они поразились царившей здесь тишине. За годы существования лагеря гитлеровский «конвейер смерти» унес жизни свыше 200 тысяч человек: мирных жителей, военнопленных со всего СССР и евреев — граждан Польши, Германии, Австрии и Чехословакии. Они были зверски замучены, расстреляны и сожжены: каждый день в так называемой книге смерти появлялись десятки новых записей…



Сохранить память и правду, какой бы горькой она ни была, задача уже потомков. В июне 2014 года Президент заложил памятную капсулу на месте строительства будущего мемориального комплекса. А уже через год 22 июня, в скорбный день начала Великой Отечественной войны, Александр Лукашенко возложил венок к «Вратам памяти» — первому воздвигнутому здесь монументу, автором которого стал молодой скульптор Константин Костюченко.

Идея Царских врат

Оба его деда прошли войну. Когда началась Великая Отечественная, Андрей Кругаль, дед по материнской линии, был еще мальчишкой. Но не побоялся присоединиться к партизанскому отряду, защищал Родину наравне со взрослыми. Дед по отцовской линии Александр Костюченко тоже воевал, получил травму ноги. Оба, к счастью, выжили. Сегодня, спустя годы, Константин Костюченко вспоминает:

— Иногда Александр Адамович рассказывал мне о страшных моментах войны. И всегда желал, чтобы мы никогда не пережили ничего подобного. Дедушка прожил более 90 лет, он же стал одним из первых приемщиков «Врат памяти». Я показывал ему эскизы, затем фотографии скульптуры. Когда же он увидел ее в реальности, сказал, что очень гордится мной. Этот комплимент был для меня самым главным.



Ровно 10 лет назад эскиз вчерашнего выпускника Белорусской государственной академии искусств победил на республиканском конкурсе проектов для входной группы мемориального комплекса «Тростенец». Скульптор не скрывает: победа в конкурсе стала для него большим сюрпризом.

— Когда берешься за такой проект, то, кроме художественной и исторической составляющей, стараешься наполнить его в том числе и сильным эмоциональным накалом. От этого работа становится более глубокой, интересной. Поэтому я много читал, изучал материалы и фотографии, ездил в Тростенец, чтобы прочувствовать его атмосферу и понять, как эта история отразилась на судьбах сотен тысяч людей.

К конкурсу молодой скульптор готовился практически 3 года, разрабатывая эскиз специально для Тростенца. Начинал проект, работая в творческих мастерских живописи, графики и скульптуры Михаила Савицкого.


В основу идеи «Врат памяти» лег образ Царских врат — это находящиеся посредине иконостаса и ведущие к престолу двустворчатые двери. Константин поясняет задумку:

— Я смотрел на узников конц­лагеря как на своего рода святых, людей, которые безвинно погибли на территории деревни Малый Тростенец. Так появилась одна из первых идей — вытянутые фигуры, которые оплакивают жертв. От этой идеи я не отступил, но существенно ее переработал.

По свидетельствам и фотографиям

Скульптор не скрывает: при работе над «Вратами памяти» ему невероятно повезло с консультантом. В этой роли выступил сам Михаил Савицкий — Герой Беларуси, народный художник СССР, прошедший три концлагеря. В том числе печально известный Бухенвальд.

— Я получил от него много информации и мыслей к размышлению. Михаил Андреевич был прямым свидетелем тех страшных событий. И когда мы обсуждали идею работы, он сказал, что, несмотря на жесткость и даже жестокость темы, мемориал обязательно должен быть живым. Потому что это посвящение людям, которые там погибли. Стояла задача не только рассказать о трагизме войны, но и о том, какой ценой досталась нам победа.


Тогда же, сразу после победы в конкурсе, началась работа с архитектором. За то, чтобы будущий монумент грамотно вписался в ландшафт всего комплекса, отвечала главный архитектор проекта мастерской ландшафтной архитектуры и дизайна УП «Минскпроект» Анна Аксенова. Константин Костюченко продолжает:

— До начала работ там было пустое поле, я часто ездил туда, примерялся. Мы рассмотрели огромное количество вариантов по модификации скульптуры, ее высоте и глубине. Смотрели даже с разных позиций: когда, например, человек подходит к «Вратам памяти» вплотную и когда наблюдает со стороны. Была проделана огромная работа по освещению комплекса. В итоге свет выбрали трагически красный, почти бордовый.

За время работы над «Вратами памяти» (а над проектом Костюченко трудился почти 8 лет) эскиз претерпел некоторые изменения, была переработана часть мемориала. Так, например, комиссия решила отказаться от изображения страницы Библии с текстом о спасении души с обратной стороны скульптуры:

— Сейчас и обратная, и лицевая стороны — это фигуративные изображения людей. В Тростенце погибли не только христиане, но и люди других конфессий и даже, возможно, атеисты. Поэтому мы не привязывались к одной конкретной религии и хотели, чтобы мемориал был одинаково близок людям разных стран, народностей, вероис­поведания.



Первую часть комплекса открыли 22 июня 2015 года: «Врата памяти», указатели, общие схемы, таблички с исторической информацией, Дорога Памяти со стелами, инженерные сети, автомобильные стоянки. Но на этом работа по благоустройству территории Тростенца не закончилась. Тремя годами позже в центре внимания оказалось урочище Благовщина. Открытие второй очереди стало событием поистине народным — в буквальном смысле. 29 июня 2018 года боль Тростенца вместе с Президентом Беларуси разделили лидеры Австрии и Германии. Тогда же в память о погибших соотечественниках президент Австрии Александр Ван дер Беллен посадил дерево, которое пустило корни у самых «Врат памяти». Этот бук стал не только символом единения, но и начала новой, мирной жизни.


Сейчас Константин Костюченко параллельно работает над двумя проектами. Первый — Восточный форт Брестской крепости. Планируется, что эта часть комплекса станет доступной для туристов уже в мае. Вторая работа — исторический проект в центре Минска, связанный с развитием и становлением экономики Беларуси.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Галина Левина, главный архитектор проекта «Благовщина. Последний Путь», лауреат Государственной премии:

— Скульптура Константина Костюченко «Врата памяти» является независимым художественным произведением. Она представлена как взгляд современника на события войны в лагере смерти Тростенец. Беларусь широко известна своим монументальным искусством, и Константин Костюченко продолжает одну из ветвей этих традиций. Автор привносит в художественный образ элемент «ворота» и вплетает его архитектуру в композицию и пластику скульптуры. Безусловно, проделана большая работа. «Врата памяти» Константина Костюченко — это часть рассказа истории лагеря смерти Тростенец.

КСТАТИ

Благоустройство мемориального комплекса «Тростенец» еще не окончено, ведутся проектные работы по урочищу Шашковка.

leonovich@sb.by

От редакции. Дорогие читатели, приглашаем высказать свое мнение о работах, допущенных к участию в конкурсе на соискание государственных премий Республики Беларусь 2020 года, на страницах газет издательского дома «Беларусь сегодня». Подробнее о них читайте в «СБ. Беларусь сегодня» за 19 декабря и «Народной газете» за 28 декабря 2019 года.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter