Легкая промышленность: новые вызовы и риски

Нелегкий выбор для легпрома

Белорусские производители — за честную конкуренцию

Почему под маркой изделий секонд‑хенд, которые облагаются сниженными ввозными пошлинами, может завозиться новая одежда с этикетками? И как законодательно разграничить вещи для стоковых магазинов и секонд‑хендов? Ведь при существующем подходе добросовестные белорусские производители, которые выполняют все требования законодательства, несут ощутимые убытки. Все эти вопросы на экспертном уровне обсуждались во время очередного выпуска «Экспертной среды» — совместного проекта ­БЕЛТА и Белорусского института стратегических исследований.

Сегодня предприятия легкой промышленности хорошо понимают емкость белорусского рынка и развивают товаропроводящую сеть, чтобы в полном объеме удовлетворять покупательский спрос. Хотя удерживать позиции на рынке нынче непросто, говорит начальник управления внутренней торговли и выставочной деятельности концерна «Беллегпром» Светлана Кахро:

— Предприятия используют все ресурсы и маркетинговые рычаги, чтобы присутствовать больше на внутреннем рынке. Но здесь нужно понимать, что 55 процентов объема производства предназначено для экспорта.

Говоря о кризисных явлениях, генеральный директор ОАО «БПХО» («Блакiт») Иван Турчак считает, что правила игры на рынке в этот период надо пересмотреть:

— Сегодня потребность в этом чувствуют в первую очередь производители, отчасти ретейл. Мы не производим продуктовые или медицинские товары, за исключением масок. В данной ситуации non‑food страдает в первую очередь и восстанавливается медленнее, чем остальные рынки. Если мы будем относиться к собственному рынку, как мы относились до этого, в том числе в работе секонд‑хенда с контрафактным товаром, то, наверное, в период снижения спроса многим добросовестным производителям будет очень тяжело.

Еще одним вопросом является деятельность магазинов секонд‑хенд. Начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Михаил Жигало обращает внимание на то, что необходимо законодательно разграничить магазины секонд‑хенд и стоковой одежды:

— Если вы позиционируете себя как секонд‑хенд, то продавайте только одежду, бывшую в употреблении, а не под видом стоковой. У нас этого разграничения, к сожалению, нет. В данном направлении необходимо работать, чтобы не создавалась нечестная конкуренция нашим производителям.

По словам генерального директора ООО «Марк Формэль» Андрея Серикова, для производства качественной продукции необходимы определенные вложения:

— Надо понимать, что для того, чтобы организовать производство, нужно инвестировать в основные средства, оборудование, обучение персонала, здания и сооружения. Это огромные затраты.

Резюмируя, эксперты и представители бизнеса подчеркнули, что магазины секонд‑хенд могут существовать. Однако должны быть равные условия для всех. А главное — добросовестная и честная конкуренция.

ФАКТ

В 2019 году в страну ввезено 48,5 тысячи тонн секонд‑хенда. Это больше того объема сырья, который переработали предприятия легкой промышленности.

ЦИТАТЫ

Светлана Кахро (об обеспечении населения масками и марлевыми повязками):


— Стремимся выпускать порядка 500 тысяч масок в день. Перед нами стоит задача обеспечить население и собственные потребности, чтобы люди имели возможность приобретать маски в аптечных сетях. Сейчас подключаем и частный бизнес, у кого есть швейное оборудование, но не загружены мощности.



Иван Турчак:


— Мы увеличили выпуск марли в 2,5 раза. Дополнительно выпустили на рынок ткань со специальной обработкой, которая заменяет марлю. Работа организована почти в круглосуточном режиме.




Андрей Шашков, заместитель начальника главного управления организации таможенного контроля ГТК:


— Движение физических лиц через границы в принципе закрыто, движение грузовых транспортных средств пока еще открыто. Естественно, многие контрактные отношения под вопросом, но таможня делает все возможное.



Анна Суша, председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей»:


— Приобретая товары в секонд‑хенде, потребитель не выбрал отечественного производителя.

bakun@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter