Камеры фотофиксации застрахованы, хулиганы и вандалы от ответственности - нет

Нечего на камеру пенять

Их жгут, пинают, сносят машиной, выдергивают тросом. Причем замечено — чем ближе лето, тем чаще хулиганы и вандалы нападают на дорожные камеры фотофиксации. Видно, обострение какое-то... Однако мало кто знает, что эти датчики в 90% случаев заставляют лихачей снизить скорость. По скромным подсчетам специалистов предприятия «Безопасные дороги Беларуси», единая система фотофиксации сохраняет около 55 человеческих жизней в год. 

Кстати, «калечить» и воровать датчики — дело безнадежное. И мы узнали почему.


Не навреди себе сам

Обгоревший металлический корпус, который теперь показывает мне пресс-секретарь СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» Александр Хилькевич, — это все, что осталось от стационарного датчика контроля скорости. Он исправно «ловил» нарушителей в Быховском районе, пока как-то вечером двое поддатых могилевчан не вырвали фоторадар тросом. Погрузили в машину и увезли. Говорят, что хотели разобрать — что-то себе оставить, что-то продать. А потом фотофиксатор сожгли в лесу, «внутренности» утопили. 

Поврежденную технику сперва тестируют и пытаются вернуть к жизни специалисты СЗАО. Если поломки более серьезные, вроде нарушений работы измерителя скорости, то ими занимается уже производитель, а заодно эксперт-криминалист. «В мае этого года от хулиганов досталось мобильным камерам на 32-м километре МКАД и на проспекте Жукова в Минске, — приводит примеры Александр. — Обоих хулиганов, как оказалось, подогретых алкоголем, задержали практически сразу». В июне в Брестской области был такой случай: ехал себе человек на велосипеде, а потом остановился возле фоторадара и зачем-то ударил его ногой. Тот упал, а «мститель» прыгнул на велосипед и стал петлять дворами, убегая от наказания.

В прошлом году молодой водитель на выезде из Орши превысил скорость на 30 км/ч, и это сфотографировала камера. А когда на обратном пути она сработала снова, автомобилист зацепил оборудование тросом и вырвал. Дома разобрал в поисках цифрового накопителя информации, но ничего не нашел. А утром к вору пришли сотрудники милиции. Заодно напомнили, что данные с камеры сразу передаются в Центр фиксации правонарушений.

Александр Хилькевич показывает пострадавшую технику.

Поступки, согласитесь, странные. Во-первых, если ты превысил скорость и это «поймала» камера, то свое «письмо счастья» все равно получишь. Кстати, некоторые приборы фиксируют не только нарушителя, но и происходящее в режиме реального времени, а еще у них есть дополнительные камеры слежения за собственным состоянием. Во-вторых, все датчики контроля застрахованы, и восстанавливают их в большинстве случаев за счет вредителей. 

А вот налетчики от ответственности, в том числе уголовной, не застрахованы. Оборудование достаточно дорогое, а потому иски нарушителям могут предъявить на приличные суммы. К примеру, могилевские рыбаки, бросившие украденный фоторадар в костер, в итоге 5 месяцев провели под стражей, затем были суд и приговор: 4 года колонии каждому, режим усиленный плюс конфискация имущества. А ведь у обоих семьи… К тому же пришлось поднапрячься и возместить причиненный ущерб — более 20 тысяч евро. Осужденные потом недоумевали: мол, и что их только толкнуло на такой поступок? Для брестского вандала нападение на мобильный датчик в 2015-м закончилось тремя годами лишения свободы и иском на сумму 10 тысяч евро.

Вырвали тросом, сожгли, «внутренности» утопили. Это все, что осталось от камеры фотофиксации.
Среди пострадавшей техники в ремонтной мастерской руководитель проекта СЗАО Николай Рогожник показал мне и некоторые новшества: 

— Перед вами новая железобетонная конструкция, фундамент для стационарных камер. Один такой весит килограммов 200. Плюс теперь делаем дополнительную заливку бетоном с металлическими пластинами. Так что общий вес всей конструкции с датчиком — около 400 кг. Вырвать фотофиксатор, что называется, с корнем уже вряд ли получится. 

Более 500 зорких «глаз» и новые возможности

Сейчас за дорогами Беларуси присматривают 466 стационарных датчиков контроля скорости и 57 мобильных. Относиться к ним можно по-разному, однако нельзя не признавать их пользу, отмечает Александр Хилькевич: «Для создания в Беларуси системы фотофиксации, которая успешно используется во многих развитых странах, были достаточно веские причины: по данным ГАИ, в 2009 году в стране в авариях погибло 1.322 человека, в 2010-м — 1.190, в 2011-м — 1.200. Печальная статистика требовала кардинальных мер, и они были приняты. Теперь улучшились дороги и организация движения, автомобилисты и пешеходы стали более ответственными, повысилась культура вождения». 

В прошлом году по сравнению с 2009-м стало почти втрое меньше смертельных ДТП. И в этом также заслуга единой системы фотофиксации. Влияние скорости на аварию очевидно. Чем выше скорость, тем опаснее и тем меньше времени на предотвращение столкновения. Представитель СЗАО предложил:

Для брестского вандала нападение на мобильный датчик закончилось тремя годами колонии и иском на сумму 10 тысяч евро.
фото gaibrest.by
— Представим участок дороги с ограничением скорости 90 км/ч и трафиком 4 тысячи проездов в сутки. Предположим, что 95% автомобилей (3.800 машин) ехали с разрешенной скоростью и 5% (200 машин) ее превысили. Увидев знак, предупреждающий о контроле движения, 90% водителей от нарушавших ПДД (180 единиц ТС) снизили скорость. То есть знак сработал на профилактику, повысив безопасность движения. При этом 10% автовладельцев предупреждение проигнорировали. 

Созданная система фотофиксации — многофункциональная. Уже сейчас более 130 камер мониторят весь транспортный поток на въездах в Минск и выездах из него, во всех областных городах. Считывают номер машин, фотографируют их. Эту информацию также используют в разыскных мероприятиях. 

Фоторадары будут применять не только для точечного контроля, но и для контроля средней скорости движения на конкретных участках дороги. Как это сделали, к примеру, в России, Англии, Германии. В Беларуси одна такая пилотная зона тестируется в Минске, вторая скоро появится на трассе М-1.

Датчики контроля с недавнего времени испытывают и на минских перекрестках. Результаты, говорит представитель «Безопасных дорог Беларуси», настораживают: на одном только перекрестке в сутки камеры фиксируют около тысячи нарушений. В основном это проезд на красный сигнал светофора, пересечение стоп-линии и запрещенный разворот. Аналогичные тестовые зоны вот-вот появятся в Гродно и Гомеле. Кроме того, единая система фотофиксации готова, если понадобится, контролировать прохождение техосмотра, оплату страховки и дорожного сбора.

ПОДСЧИТАНО

Если учесть, что в стране, скажем, 500 фотокамер и каждая заставляет в сутки притормозить около 200 машин, то ежедневно скорость снижают в среднем почти 100 тысяч транспортных средств. Вполне вероятно, что из них хотя бы одному водителю удалось избежать аварии, а значит, предотвратить 365 ДТП за год. Из них, по статистике, 15% могли оказаться с гибелью людей. 

ЦИФРА «СБ»

В прошлом году на дорогах Беларуси погибло на 651 человека меньше, чем в 2012-м.

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter