Что ждет цифровые валюты после пандемии

Не один в поле биткоин

Рынок криптовалют расширяется. Южная Корея легализовала торговлю цифровыми монетами, а Китай решил узаконить передачу виртуальных денег по наследству. В мае сотрудники городских организаций Поднебесной даже получили зарплату в криптовалюте. Да и на фоне пандемии люди ищут нетрадиционные способы хранения и инвестирования средств. Можно ли считать криптоденьги защитным активом и повысит ли на них спрос COVID-19?

Фото  pixabay.com

Доллар 2.0

Прошлым летом компания Facebook объявила о готовящемся выпуске криптовалюты Libra. Цифровые монеты пользователи смогут приобретать за реальные деньги через приложения Messenger или WhatsApp. По словам разработчиков, отправлять электронную валюту будет так же просто, как обычные сообщения. Однако проект до сих пор не запущен. Центральные банки и правительства в разных странах считают, что Libra может поставить под угрозу финансовую стабильность в мире.

Китай после заявлений Facebook начал тестирование собственной криптовалюты. Цифровой юань получил название DCEP. Им, как и фиатными деньгами, можно будет расплачиваться в кафе, магазинах, общественном транспорте. Его внедрение ускорила и пандемия коронавируса. Когда в Китае объявили карантинные мероприятия, несколько миллионов бумажных банкнот по приказу правительства страны уничтожили — они могли быть переносчиками инфекции.

На третьей сессии китайского парламента политики поддержали идею приравнять криптовалюты к активам, а также передавать их по наследству. Да, такая возможность была и ранее: владельцу кошелька лишь стоило передать доступы к нему своим детям или внукам. Зато теперь цифровые деньги официально будут учитываться при составлении завещания. Кроме того, китайские власти одобрили реализацию сразу 224 новых проектов, связанных с технологией блокчейн. За многими из заявок стоят ключевые бизнес-игроки Поднебесной. Управляющий партнер компании ООО «ВИНТ Консалт» член правления Ассоциации цифровой трансформации «Цифра и жизнь» Трофим Еременко полагает, что введение цифрового юаня положительно скажется на экономике КНР. Но есть свои нюансы:

— Все будет зависеть от взаимоотношений Пекина с другими крупными игроками. В свое время развитые страны переносили производство в Китай, используя тем самым дешевую рабочую силу. Однако в условиях пандемии это затруднило доступ потребителей к ряду товаров. Вероятно, те же США вывезут производства на собственную территорию, отчего Поднебесная еще больше пострадает.  Тем не менее в выигрыше останется та страна, которая первой создаст надежную национальную криптовалюту.

Еврокоину быть?

При этом эксперт указывает на то, что в правильном виде электронная валюта — вещь децентрализованная. Технология блокчейн предполагает независимость от конкретного государства. Потому формализовать ее в рамках одной страны будет нелегко. И тем более опасны проекты наподобие Libra, когда виртуальные деньги концентрируются в руках компании, которой управляет всего несколько человек. Ведь она в итоге может подменить собой целое государство.

— Более актуально было бы создать наднациональную криптовалюту. Например, на базе ООН или другой всемирной организации. Да, сейчас роль глобальной цифровой валюты выполняет биткоин: его эмиссия ограничена, количества виртуальных монет хватило бы для полного обеспечения товарооборота. Однако за его обращением никто не следит, подконтрольная криптовалюта была бы для людей более понятна, — считает Трофим Еременко.

По его мнению, Евросоюз демонстрирует негативное отношение к криптовалютам, так как многие страны боятся потерять власть над финансовой ситуацией. В то же время ЕС активно развивает технологии блокчейн:

— Вспомните, Facebook запретил рекламировать на своей площадке ICO, но хотел создать собственную криптовалюту. В Китае ограничивали майнинг, а теперь выводят цифровые монеты на государственный уровень. Так же и в Европе. ЕЦБ уже рассматривает возможность запуска еврокоина. Думаю, очень скоро этот проект осуществится. Ведь здесь больше вопросов законодательных, чем технических. 

Прямо по курсу

Сейчас мир стоит на пороге глобальной рецессии. Коронавирус привел к тому, что многие способы сохранения капитала оказались неэффективными. К примеру, гособлигации практически перестали приносить доход, в марте стоимость акций падала до многолетних минимумов, пострадали и криптовалюты. Эксперт Центра экономических исследований BEROC Анастасия Лузгина отмечает:

— Курс биткоина зависит от многих факторов. Но главное, чем больше спрос, тем выше и цена на данный финансовый актив. В марте на фоне объявления пандемии и падения финансовых рынков инвесторы старались вложить деньги в наименее волатильные активы, прежде всего доллары. В этот же период наблюдался разгар эпидемии и снижение деловой активности в Китае, который является активным игроком на рынке криптовалют и имеет крупные майнинг-фермы. Соответственно, воздействие ряда факторов со стороны спроса снизило стоимость биткоина до менее чем четырех тысяч долларов. Когда же пик пандемии закончился, мировые финансовые рынки оживились — курс возрос. Сейчас цифровая монета торгуется в районе девяти тысяч.

Эксперт подчеркивает: криптовалюта — понятие относительно новое. И если на традиционных рынках стоимость активов прогнозируема, то на рынке цифровом все неопределенно:

— Пандемия способствует тому, что экономика переходит в онлайн-режим. Наличку дезинфицируют, чтобы снизить риск заражения. Если бы деньги были цифровыми, делать бы этого не пришлось. Но никто не отменял банковские карточки, с помощью которых совершать платежи можно дистанционно. Однако цифровые валюты имеют свои преимущества перед обычными безналичными ресурсами: не имея физической формы и существуя только в цифровом формате, они обладают характеристиками наличных денег. В этой связи страны все больше задумываются о введении национальной криптовалюты. Как пример, при ее наличии процесс оказания финансовой поддержки малому бизнесу и населению, пострадавшему от коронавируса, со стороны государства технически упрощается и становится более гибким.

На преимущества электронных денег обращает внимание и Трофим Еременко. По его словам, транзак­ции в сети с помощью криптовалюты могут быть в разы дешевле классических. Блокчейн стимулирует и упрощает финансовые отношения в интернете. А потому велика вероятность, что цифровые активы усилят свою позицию.

Беларусь первой в мире комплексно ввела криптовалюты в закон. В 2018 году заработал подписанный Президентом декрет о развитии цифровой экономики и была официально разрешена покупка, продажа, обмен и майнинг виртуальных денег. В то же время введение собственной цифровой валюты — процесс трудоемкий и длительный.

— Значительная часть белорусов предпочитает наличные деньги, — говорит Анастасия Лузгина. — Сегодня важно повышать как финансовую, так и цифровую грамотность населения. В Швеции доля наличного оборота — одна из самых низких в мире. Но и там не спешат переходить на национальную криптовалюту. На мой взгляд, ближе всего к реализации данного проекта подошел Китай. Цифровые валюты — это инновационный и новый платежный инструмент. Поэтому пока ни одно государство его не ввело.

В ТЕМУ

Европейский союз относится к криптовалютам настороженно. Во многих странах ЕС цифровые активы ассоциируются с отмыванием денег и финансированием терроризма. Особенно это касается стейблкоинов, курс которых привязан к обычным валютам или другим активам (золоту, нефти).

С января 2020 года действует Пятая директива ЕС по борьбе с отмыванием денег (5AMLD). Согласно документу, потребители не могут анонимно покупать цифровые активы, а компании обязаны хранить информацию о том, как их клиенты используют криптовалюту. Не все восприняли появление 5AMLD радостно, многие криптовалютные проекты закрылись или перебазировались в другие, менее регулируемые юрисдикции.

МНЕНИЯ

Валдис Домбровскис, вице-президент Еврокомиссии:

— Франция, Германия и Мальта представили национальные законопроекты, регулирующие цифровые деньги. Но большинство из нас согласны с тем, что рынки криптовалюты выходят за рамки границ и нам нужны общеевропейские стандарты.

Александр Курбацкий, председатель экспертного совета ПВТ:

— В рамках пилотных проектов Парка высоких технологий, Национального банка мы экспериментируем с фрагментами возможно будущей цифровой валюты, оцениваем ее технологические и нормативно‑правовые аспекты. Думаю, мы будем не лидерами в развитии криптоиндустрии, а займем место в золотой середине. Сначала нужно понаблюдать за мировым опытом. И это правильный подход.

kosar@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter