Ветхие строения: разбирать или продавать?

Не на пустом месте

В Беларуси ведется целенаправленная и системная работа по вовлечению в оборот ветхих домов. По данным Госкомитета по имуществу их у нас около 7 тысяч. Встречаются они чаще всего в небольших деревнях. На правовом форуме прошло обсуждение Указа Президента № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами». Среди ключевых преимуществ документа — приобретение таких хаток за базовую величину и упрощенный порядок продажи сельской недвижимости. Как активизировать и сделать более эффективной работу в этом направлении рассуждают наши эксперты. 

фото кристины хилько.

Жилье за одну базовую 

Фото из личного архива
Четкий алгоритм работы с ветхим жильем помогает значительно сэкономить время и сократить затраты. Конечно, приобретенную постройку придется приводить в должный вид. Но в итоге покупатель получает намного больше: кто-то решит жилищный вопрос, а кто-то будет проводить выходные и отпуск в тихом, живописном месте. Еще такая покупка может стать подспорьем для развития агротуризма, сохранения бережного отношения к белорусской сельской жизни. Туристическую деревню Белые луга на Гродненщине можно назвать одним из примеров превращения брошенного села в успешный агроусадебный бизнес. 

Такое направление, как деурбанизация, прописано в проекте Программы социально-экономического развития рес­публики на 2021—2025 годы. Оно предполагает повышение привлекательности для жизни, работы и бизнеса территорий, расположенных за пределами столицы и областных центров. 

Напомню, что особое внимание этому вопросу уделили в трилогии Года малой родины. В 2018 году вступил в силу Указ № 357 «О пустующих и ветхих домах», в котором прописан порядок перехода этой недвижимости в коммунальную собственность с последующей продажей всем желающим. На местах созданы комиссии, которые выявляют такие постройки и вносят их в Госреестр. 

Но до недавнего времени процедура оценки дома и его реализации была усложнена несовершенством законодательной базы. И вместо выгодной продажи с поступлением вырученных денег в бюджет приходилось тратить большие средства на снос, вывоз строительного мусора и окультуривание земли. Новый указ позволит местным исполкомам быстрее продавать пустующие дома на аукционах без лишней бумажной волокиты. Раньше кроме техпаспорта на дом необходимо было оформлять документы на земельный участок. Сейчас все упростилось. Плюс, договор купли-продажи можно зарегистрировать в сельсовете или райисполкоме. 

К 1 января 2023 года все пустующие дома Беларуси внесут в единый реестр. Доступ к базе сделают открытым и бесплатным. Каждый желающий сможет не только узнать характеристики постройки, но и в режиме онлайн увидеть его местоположение и оценить состояние.

Заброшенные дома будут выставляться на продажу по рыночной цене с возможностью поэтапного снижения стоимости до одной базовой величины. На мой взгляд, предложение отдавать заброшенные участки за символическую цену, особенно актуально сейчас, когда из городов на фоне коронавируса многие хотят перебраться в деревню. Только представьте: всего за 29 рублей вы сможете стать хозяином строения, отремонтировав которое получите возможность отдыхать в тихом месте наедине с природой. 

Также облисполкомы получили право определять населенные пункты, на территории которых ветхие здания могут быть проданы сразу за одну базовую величину. На мой взгляд, такой шаг во многом облегчит жизнь и местным властям, и желающим справить новоселье в деревне. Если у жилища будет собственник, то и вопросов с его обслуживанием, за которое отвечают местные исполкомы, станет намного меньше. Пока хозяин следит и ухаживает за домом, дом «живет». Думаю, немногие хотели бы увидеть, как место, где родился и вырос, бульдозером сравнивают с землей. Пусть лучше человек купит дом за одну базовую, чем ждать, пока помещение окончательно развалится.

Анатолий НАСЕНЯ, депутат Палаты представителей Национального собрания.

Расчистить и засеять

Фото из личного архива
Разваливающиеся дома портят эстетику городов и деревень. Думаю, многие видели эти хиженки, доживающие свой век. Одни стоят с заколоченными окнами, другие вросли в землю, от третьих остались только стены…

Такие конструкции являются источником повышенной опасности. Прилежащие территории домовладений зарастают сорняками, нередко превращаются в места стихийных свалок. В бросовых строениях нередко вспыхивают пожары. Земля — ценный ресурс. И к ней должен быть хозяйский подход. 

По всей стране сносят дома, у которых нет хозяев и нет будущего. Дятловщина не исключение. Возникает вопрос: а не лучше ли было продать? Это актуально, если строение неплохое и на него есть спрос. Конечно, ликвидация одного дома с учетом проведения всех операций: снести, вывезти, разровнять обходится в немалые суммы. Думаю, важно объединить силы предприятий, бизнесменов, местной власти. Необходимо активнее вести переговоры с организациями, которые могут заняться демонтажем на безвозмездной основе. И конечно, привлекать собственников ветхих и пустующих домов к их сносу за счет собственных средств, ведь так можно сэкономить бюджет. 

А еще каждый должен нести ответственность за свою землю, свое имущество. Бесхозные постройки всегда в поле зрения специалистов сельисполкома. Там занимаются поиском собственников или наследников, направляют им предписание о том, что дом нужно привести в порядок. За каждым положительным результатом стоит огромная работа. Путь от выявления до сноса ветхих и заброшенных домов сложный и финансово затратный. Решил оставить сельскую избу — действует четкий алгоритм изъятия такого имущества в пользу государства. Как вариант, дополнить его системой штрафов. Наказание рублем вводить за нескошенную траву либо покосившийся забор. Приведу в пример: ведь если не платишь за коммунальные услуги в той же квартире — жди последствий. 

В небольших деревнях не только сносят неиспользуемые объекты, но эффективно осваивают освободившуюся землю. Это и вовлечение ее в оборот хозяйствами, и реализация бизнес-проектов. Есть случаи, когда дома сносят сами собственники, но их немного. Думаю, здесь нужны более четкие законодательные решения. 

Посмотрите, в наших деревнях раньше жили десятки семей. Но потом пошел необратимый процесс. Огороды зарастали, улицы пустели. Может быть, стоит более активно распространять практику, когда участки освобождают от ненужных строений и передают местным жителям в пользование под личные подсобные хозяйства. 

Современные технологии позволяют вводить в севооборот земли, где когда-то стояли покосившиеся дома. Десятки таких гектаров при должном подходе обязательно принесут результат и прибыль. Главное, запомнить простую истину — земля требует уважительного отношения со стороны всех. Привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие — характерные черты белорусов. Конечно, в идеале люди сами должны ответственно и бережно относиться к своему родовому имению, чтобы его не приходилось потом сносить. Ведь на деле выходит, что брошенные, неиспользуемые строения появляются только из-за нерадивых хозяев.

И еще. В нашем районе много аутентичных обрядов, фольклорных праздников, элементов нематериального культурного наследия. И сегодня важно сберечь их и сохранить, нужно, чтобы они находили отклик у молодежи. Уверена, должное внимание к нашим нематериальным бегствам поможет возродить заброшенные деревни, сохранить народные традиции и быт.

Марина ЛУКИЯНЕЦ, заведующая отделом методической работы ГУК «Дятловский РЦКиНТ».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter