Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров — о советском роке, современных музыкальных течениях, американском турне «Песняров» и распаде коллектива

Найти точки соприкосновения

«Касiў Ясь канюшыну», «Беловежская пуща», «Александрына»... Эти песни любят и знают на просторах бывшего Советского Союза, в Западной Европе, Америке. Сегодня, к сожалению, в Белорусском государственном ансамбле «Песняры» нет музыкантов, игравших вместе со стоявшим у его истоков Владимиром Мулявиным. Поэтому на «Славянском базаре», где легендарный коллектив праздновал 50-летний юбилей, «Беловежскую пущу» с его нынешними молодыми участниками спели девушки из арт-группы «Soprano Турецкого», а «Алесю» — Naviband. Но вот «Березовый сок» и «Вологду» доверили «коронным» исполнителям — Леониду Борткевичу и Анатолию Кашепарову. Рокеры из золотого состава «Песняров» хоть и постарели, однако с удовольствием откликнулись на предложение исполнить неувядающие хиты в фестивальном Витебске.

Леонид Борткевич

Когда на «Славянском базаре» зашел разговор о репертуаре юбилейного концерта, заслуженный артист БССР Анатолий Кашепаров пошутил, что «Вологда» к нему давно прилипла:

— Сейчас много слухов разных ходит. Например, говорят, что Мулявин недолюбливал эту песню. Неправда! Впервые она прозвучала на вечере Матусовского в Колонном зале Дома Союзов (в 1976 году. — С.Г.). Мы и не подозревали, что она станет такой популярной.

На том концерте, по словам заслуженного артиста БССР Леонида Борткевича, «Вологду» раз 5 на бис исполнили:

— В моей карьере такое впервые случилось! Мы опаздывали на вечерний поезд Москва — Минск, собирались переодеваться в гримерке. А тут забегает ведущая концерта Светлана Моргунова и говорит: «Ребята, они еще вам хлопают!» Пришлось возвратиться на сцену на поклон. Мы тогда едва на поезд не опоздали.

Анатолий Кашепаров

Анатолий Кашепаров признался, что если бы ему сказали, что ансамбль «Песняры», казавшийся единой сплоченной семьей, не соберется в полном составе на свой 50‑летний юбилей, он бы не поверил. Что же до Борткевича, то он с ностальгией вспоминает первое 10‑летие в «Песнярах»:

— Обстановка в коллективе была потрясающе прекрасной! Мы писали стихи друг другу на дни рождения. Но, наверное, это не могло длиться вечно... Первым исполнителем песни «Беловежская пуща» был Юра Денисов из Киева. У него отец — генерал, связанный с авиацией. Поэтому Юру в конце 1970‑х на гастроли в капстрану ФРГ не пустили. Нужно было найти другого исполнителя «Беловежской пущи». Взяли Дайнеко. Как только его взяли, в ансамбле сразу стали шептаться по углам, началось брожение. Я как раз поступил в ГИТИС и ушел. А затем уехал в США с женой, гимнасткой Ольгой Корбут (мы расстались, но я до сих пор считаю ее своей единственной любовью). Тогда ее контракт был рассчитан на 2 года, но мы провели за океаном 10 лет. Как‑то приехавшие в гости друзья сказали, что мое место на сцене. В 2000 году я вернулся, выступил на «Золотом шлягере» с «Березовым соком». Думал, что меня забыли. А люди встали в конце! Я расплакался, убежал за сцену и подумал: «Больше никаких Америк!» Снова занимаюсь музыкой. В юбилейном концерте на «Славянском базаре» я с удовольствием согласился поучаствовать, чтобы спеть песни, которые народ знает. Благодарен за приглашение молодым ребятам из нынешнего состава, которые продолжают идти по пути популяризации белорусской народной песни. Для этого Мулявин «Песняры» и создавал! Я знаю, что в Беларуси много молодых талантов. Но вот шоу‑бизнеса пока нет. Его надо продвигать, вкладывать в него средства.

Кашепаров, отдавший «Песнярам» 21 год, полагает, что ансамбль должен продолжать свою историю:

— В Витебске мы и собрались как раз, чтобы найти точки соприкосновения. Чтобы праздник удался!


В 1976 году «Песняры» оказались первым советским ансамблем, выступившим в США. Леонид Борткевич вспоминает, что белорусских музыкантов популярный американский журнал Billboard встретил броским заголовком — «Песняры: вторжение русского рока на Запад»:

— Зато сейчас, когда фильмы про историю советской рок‑музыки снимают, ни слова про «Песняров». Мол, это не рок, а вокально‑инструментальный ансамбль.

Первую пресс‑конференцию в США Анатолий Кашепаров помнит, словно она вчера состоялась:

— Вспышки фотокамер! Журналисты на рояль взобрались, попросили спеть что‑нибудь. Володя тогда гитару Gibson достал. В Союзе мало у кого такие были. Американцы улыбаются: мол, у нас такими инструментами все универмаги завалены. И мы тогда спели акапельно «Рано на Ивана». Молчание... А потом зал взорвался! Во время американского турне, где футбольные и волейбольные залы, вмещавшие от 2 до 5 тысяч зрителей, были заполнены под завязку, я «Крик птицы» на английском пел. Пел так, что люди чепчики вверх бросали. У зрителей слезы в глазах стояли — принимали прекрасно. Мы пластинку в студии Columbia писали. Нам подарков надарили: шубы, пульты звукозаписывающие...

Позиции советских ВИА, безусловно, ослабляли и рок‑группы, поднимавшиеся в 1980 — 1990 годы из андеграунда в мейнстрим. Кашепаров не скрывает, что таких конкурентов, как «Аквариум» и «ДДТ», они недооценивали и относились к ним скептически:

— Когда рухнул «железный занавес», молодежь начала впитывать то, что называется раскрепощенностью. Из‑за этого, наверное, тексты некоторых современных артистов просто ужасны. Когда девочка выходит петь на сцену и светит трусами, это плохо! В музыке прежде всего должны быть профессионализм и красота.

Леонид Борткевич тоже приверженец старой музыкальной школы:

— Сейчас такое время (не хочу сказать, что оно плохое), когда артисты ищут себя, эпатируют, смешивают жанры. Но профессор Шароев, у которого я учился режиссуре в ГИТИСе, говорил, что смешение жанров в эстраде — смерти подобно. Поэтому, наверное, разговор под музыку, которую называют рэп, я искусством не считаю. Искусство — это когда ты плачешь внутри! В 1993‑м я оказался у Харрисона (гитариста The Beatles. — С.Г.) на Гавайях. У него еще Эрик Клэптон (британский рок‑музыкант, входящий в список величайших гитаристов всех времен. — С.Г.) гостил. Они меня попросили спеть. Я сел за фортепиано и спел «Ой, цветет калина в поле у ручья». Они обалдели: «Откуда такая простая сентенция! Такая мелодия классная!» Я это к тому говорю, что после войны у нас в Союзе было Большущее Искусство. Но потом потихоньку началось смешение жанров...

МНЕНИЕ ПО ТЕМЕ

Роман Козырев, художественный руководитель Белорусского государственного ансамбля «Песняры»:

— На юбилей «Песняров» на «Славянском базаре» мы хотели собрать максимальное количество ветеранов ансамбля. Я обращался к Владимиру Мисевичу и Валерию Дайнеко, которые выступают в группе «Белорусские Песняры», приглашал их в полном составе. К сожалению, точек соприкосновения мы не нашли.

golesnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter