Семена Болотной площади прорастали в Беларуси долго. Смотрим на ягодки

Навальный грех

Недавно заспорили с одним российским политологом. Я сказал, что соседям нужно быть готовыми к будущей серьезной атаке со стороны нехтомотолек. К информационной войне против зарубежных телеграм-каналов, специально и целенаправленно под такую цель накачанных деньгами. 

На что он возразил, что это мы не были готовы, а они там со времен Болотной площади и Навального из окопов, можно сказать, и не выходят. А мы все проспали. Поставил, в общем, младшего на его место.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Отравленное яблоко

Спорить не будем. Еще и потому, что уроки московской Болотной площади белорусское общество, на мой взгляд, действительно не отрефлексировало. Напомню: «Протестное движение в России 2011—2013 годов («болотная революция») — многократные массовые политические выступления граждан России, начавшиеся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года, продолжавшиеся во время и после состоявшихся 4 марта 2012 года президентских выборов. Участники акций заявляли, что выборы сопровождались нарушениями федерального законодательства и массовыми фальсификациями. Один из основных лозунгов большинства акций — «За честные выборы!». Один из символов акций протеста — белая лента. Выступления также имели антипутинскую направленность».
Что не совпадает? Даже лента та же. «Было много локальных акций: гуляния с белыми ленточками по Красной площади, серия акций «Оккупай», «Прогулка с писателями», «Контрольная прогулка», наномитинги, болотные узники... Среди требований митингующих были назначение перевыборов, а также освобождение «политзаключённых» и отставка главы ЦИК» — чем наши протестуны отличаются от болотных? 
Даже фейки, считайте, один в один. «На видео полицейские волокут по асфальту беременную женщину, другой держиморда пинает её прямо в живот», — писал независимый сайт. В ходе расследования ситуации несколькими новостными агентствами и полицией выяснилось, что «беременная женщина» оказалась студентом по имени Николай». 

Тогда, кстати, и «взошла звезда» Алексея Навального. Но не только его. Очень многие вполне себе успешные телевизионные звезды бросились в то болото, в политику. К тому моменту многие из них уже стали медийными и публичными лицами масштаба не только России. Купили себе хоромы в первопрестольной и окончательно перебрались туда из своих провинций. Задрали планки своих гонораров до вполне западного уровня, заимели недвижимость на теплых морях — где, кстати, продолжали корпоративить, совмещая приятное с очень полезным для семейных бюджетов. 

И вот они в одночасье вдруг стали «лицами протеста». Оказывается, все, что было до того, — все это было нечестно. Низко. Подло. Обманным путем. Несправедливо. О чем они некоторое время и старались, разрывая декольте, с надрывом поведать своим фанатам. 

Снова — ничего для нас нового. Уже ничего. 

Гниль сама не исчезнет…

Поэтому давайте посмотрим, как моральная гниль тех болотных перерожденцев проросла на белорусских почвах. Знакомьтесь: Борис Натанович Пастернак, генеральный директор ООО, зарегистрированного в Москве. Называется общество «Издательство «Время», печатает «Солженицына (30 томов), Сахарова (8 томов), Алексиевич (6 томов), Сашу Филипенко — все 4 романа!». А также «Все два десятка книг Жвалевского и Пастернак, мы устали их заказывать в типографии. И сейчас начинаем полномасштабное переиздание наших лучших книг». 

Евгения Пастернак — дочь, «подростковая», как она сама кокетничает, писательница. Обеспечив себя полномасштабными переизданиями, стала и активной блогершей. До 2020 года активно и методично критиковала белорусскую систему образования и профильное министерство на всех доступных медиаресурсах. 

Лирическое отступление: мне искренне забавно видеть, как часто люди, ни дня в жизни не руководившие не то что предприятием, а коллективом из 10 хотя бы человек, смело берутся за решение проблем масштаба отрасли, а то и страны. Любая организация или учреждение — это масса горизонтальных и вертикальных связей и зависимостей. Это куча должностных инструкций. Это интриги людей, отделов и управлений... это кзоты и снипы, колдоговоры и нормативы… гора всего, накрепко взаимно связанного. Ну ты хотя бы обойди слона со всех сторон, прежде чем уверенно утверждать, что этому зайцу лет 300! 

«По-моему, система образования у нас всегда была самая косная, самая врущая, самая ориентированная на отчеты, а не на реальный процесс», — писатель пишет, читатель читает. Самая — из каких? Из которых, изученных вдоль и поперек? Ведь только по той причине, что две дочери окончили школу, никто не становится экспертом системы образования. Этак каждый из нас считал бы себя сантехником высшего класса. 

Ну а в этом году Евгения пишет в Фейсбуке что ни день. И все меньше сама себя редактирует: «Он ненавидит всех, независимо от национальности и конфессии». «Все государственные учреждения теперь утыканы красно-зелеными флагами. Это еще больше стало напоминать оккупационную власть». «Пересидент опять объявил войну частному бизнесу. Все-таки сложно жить без мозгов». «За окнами фашизм, как он есть». «Скоро обнесут дома колючей проволокой, а жителям сотрут память». «Люди готовы скидываться для того, кто арестует Лукашенко. Богатая идея, кстати». «На фото — новые гетто Минска. Все правильно нарисовано, только звезды должны быть шестиконечные» — i гэтак далей. 

Я понимаю, что писатель без детских эмоций не может. Но это уже статья, Евгения. Даже несколько. 

…особенно если поливать 

Что же поделывает в это же время вторая половина писателя? Не сидит без дела и подростковый Андрей Жвалевский. Он регулярно, как на работе, литературно обрабатывает и публикует дневное содержимое всех нехтомотольковских телеграм-каналов. Не хотите читать косноязычных из-за бугра — вот вам каждый день дайджест. Хорошим языком. С собственными комментариями. С понятными призывами и доступными посылами. От своего, здесь сидящего и даже иногда «гулящего». 
Писатель думает, что он самый умный. Однако публично пересказывать и распространять сведения от каналов, признанных экстремистскими, — так себе способ заработать. Почему заработать? Ну, смотрите: за создание и ведение канала «Белые халаты» администратор просил 54 тысячи единовременно и по 9 тысяч долларов ежемесячно. Неужто думаете, что медик-недоучка перебьет запросами писателя с мировым, считайте, именем? Не позволим, не простим. 
К тому же появилась и подработка: Жвалевский печатает и истории из сериала «Вот еще один чудак присоединился к стачке». Делает это неторопливо: один, еще один, о! три… А куда спешить? Надо растягивать гонорар (зачеркнуто) удовольствие. 

Забыл! До последнего времени «подростковые писатели» сами ходили по Минску «гулять на марши». Когда толпы стали меньше, вместе с шансами в них затеряться, — перестали. Но свежие впечатления откуда брать, фотки кто сделает? И на дело пошел 74-летний Борис Натанович! «Дедушка старый, ему все равно», — а ведь неплохо писатели изучили жестокий подростковый фольклор, ничего не скажешь. 

Возраст, безусловно, дает о себе знать. «Заглянуть в голову тех, кто потом ходит по квартирам, вылавливает тех, кто прячет и спасает, я уже не в силах, — признается старший Пастернак. — Такие люди явно на стороне оккупационной администрации… Может быть, у этих ребят мозги устроены так, что там сидят гены полицаев, которые в прошлом помогали вылавливать партизан и подпольщиков. Они готовы работать на оккупационный режим». Он, стало быть, подпольщик, скрывается и борется в оккупированной полицаями стране. Случись что — его эвакуируют на прежнее место службы и дадут орден. 

Или здесь поймают и повесят, как фашисты Машу Брускину. И хорошо — втайне, небось, думает семья, — чтобы где-нибудь в Александровском скверике. А можно и прямо на Купаловском театре… я тоже не в силах заглянуть в такие головы. К сожалению, это диагноз.

Поколения воспроизводятся

В одном нельзя с нашим Б. Пастернаком не согласиться: «Поколения ведь воспроизводятся». У меня нет ощущения, что семьи пастернаков остановятся в своей разрушительной деятельности. Ведь даже старенький московский издатель — и тот «свои посты в Facebook складывает в отдельную папку». Понимает, что соцсети — инструмент: «Началась избирательная кампания — уже в мае я работал с этим инструментом иначе».

Они придумчивы. Оба подростковых уже закупили по новогодней бчб-гирлянде и развесили по окнам. То есть флаг своей теще (нам с вами) в окно они показывать не перестанут, им без этого невесело. Думаю, даже если бчб конституционно запретят, они все равно будут изгаляться до последнего. 

Так, может, «философский пароход» станет лучшим выходом? Для всех? И белорусское общество будет спокойно, и семейства пастернаков целы. Не стоит слушать фальшь: «Я хочу жить в этой стране» (а деньги зарабатывать в другой). Там, где хотят жить, не гадят. Ни на головы согражданам, ни под себя. Согласны?

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter