На войну уходили все, и подвиг педагогов и учеников Ушачей — один из миллионов

Наставниками были в школе, бойцами стали на войне

Смотрела много фильмов о войне, есть у меня такая традиция на 9 мая. И вспомнила слова знакомого, к сожалению, ушедшего из жизни: «Для меня, старого солдата, отвоевавшего с первого до последнего дня, весь май 45-го праздничный. Это ж как мы его ждали!» Вдруг всплыли в памяти мои школьные линейки: белые фартуки и банты, цветущие вишни, алые тюльпаны, первая яркая зелень и они… герои минувшей войны. Медали, ордена, звенящие на груди при каждом движении. Ветеранов тогда было много. Седовласых, слабых и еще довольно молодых. Кто тогда задумывался о том, что время очень быстро их отнимет у нас? Есть — значит, всегда и будут. Вспомнила своих учителей с наградами в ветеранском строю. Мы дарили им огромные букеты тюльпанов и нарциссов, но уже не как наставникам, а как одним из тех, кому в День Победы искренне говорим спасибо.



Роковые сороковые… В мирное время старшие учили младших мужеству и патриотизму, и очень скоро пришлось применять эти же уроки, но уже на тяжелой практике. Учителя и ученики, едва окончив очередной учебный год в 1941-м, откладывая в сторону свои журналы и тетрадки, шли по призыву военкомата или добровольцами на фронт, организовывали партизанские отряды, создавали подпольные группы в тылу. Да и тыл в то время тоже фронтом был. Читала статистику: в первые дни войны около 10 000 учителей пополнили ряды действующей армии, 7185 педагогов сражались в партизанских отрядах. Звания Героя Советского Союза были удостоены 15 человек.

Павел УСТИНОВ,
директор Ушачской школы
до войны.

Сообщение об эвакуации местных жителей и предприятий в Ушачский район пришло 25 июня 1941 года, а через неделю поселок оккупировали гитлеровцы. В августе в Ушачах начало действовать подполье. В группу численностью 30 человек вошли и те, кто по призванию должен был «сеять доброе и вечное»: учительница немецкого языка Александра Паршонок, пионервожатая Анна Валявко, химик Сергей Маркевич, географ Андрей Спириденок, а также вчерашняя выпускница Ксения Казаченок, ученик Николай Щербик... Группу возглавил второй секретарь райкома партии Степан Бородавкин. Среди подпольщиков был и учитель русского языка и литературы, директор школы Павел Устинов.

Руководитель музея Ушачской школы и завуч Светлана Галай показывает стенды с черно-белыми фотографиями, различающимися по времени. На одних снимках седовласые ветераны с орденами и медалями, история происхождения других относит лет на 80 назад, и, скорее всего, жизнь тех, кто на них изображен, закончилась практически в то же время. Все, о ком рассказывается в экспозиции, — учителя и их ученики, чьи выпуски совпадали с началом страшного лихолетья. 

Среди экспонатов — пожелтевшее письмо, присланное в 1985 году бывшим директором школы заслуженным учителем БССР Павлом Михайловичем Устиновым: «…Эвакуироваться не смог, когда началась Великая Отечественная война. Дошел только до станции Оболь (Шумилинский район). Дальше путь был прегражден немецким десантом. Вернулся в родные места, в деревню III Городок, по местному названию Тихоняты. Жил у сестры, стал подпольщиком, собирал оружие и боеприпасы, слушал радио, записывал сводки информбюро, распространяя их среди населения, разоблачая фашистскую пропаганду о событиях на фронте. (Перечисляет фамилии тех учителей и учеников, с которыми был связан по подполью. — Прим. «СГ».) […] После разгрома немецкого гарнизона в 1942 году вместе со Щербиком Николаем ушли в партизанскую бригаду «Дубова». (Командиром был бывший директор МТС Федор Дубровский, позже — Герой Советского Союза. — Прим. «СГ».) Нас определили в бригадную разведку, которую возглавлял Маркевич Сергей Васильевич. В 1943 году бригаду «Дубова» разделили на две. Появилась Лепельская партизанская бригада имени Сталина, комбригом которой был назначен Лобанок Владимир Елисеевич…»

Еще одно письмо, датированное годом раньше, написано тем самым начальником бригадной разведки и бывшим учителем химии Сергеем Маркевичем ученикам 9-го класса Ушачской школы. В нем он кратко характеризует тех, кто воевал вместе с ним в отряде. Все учителя, кроме одного: «Николай Степанович Щербик — мой ученик 10-го класса. Храбрый разведчик и командир 1-го отряда нашей бригады «Дубова». Он достоин быть вместе со своим учителем. Я его рекомендовал на командира разведотряда, и он с честью оправдал это доверие…» 

Николай ЩЕРБИК
погиб во время
прорыва блокады.
Коля погиб во время прорыва партизанами гитлеровской блокады.

Какой был возраст у тех бойцов? Лена Стемпковская, учительница из солигорской деревни Мазурщина, в 21 год заслужила звание Героя Советского Союза, посмертно. 22-летняя Таня Савельева из Сухого Бора Полоцкого района. По доносу предателя разведчицу и связную партизанской бригады «Неуловимые» схватили, пытали трое суток, а потом вместе с 14-летним братом расстреляли. Звание Героя она тоже получила посмертно. Не увидели своей «Золотой Звезды» Костя Абазовский и Сергей Анищенко. Первый родом из бешенковичского села Обухово, только три года успел поработать историком в сельской школе. Война круто изменила профессию: на счету 24-летнего летчика-штурмовика Абазовского было 111 боевых вылетов, в последнем он погиб. Второй наставник до войны язык и литературу преподавал, потом стал партизаном, ушел на фронт. В 21 год под Белостоком совершил свой героический подвиг. 

Вот и выпускник Ушачской школы 1941 года Саша Латышев был замучен фашистами в Лепельской тюрьме. Его одноклассник Саша Семенов сел за штурвал истребителя. В 1943-м на Курской дуге его самолет подбили. Летчик успел выпрыгнуть с парашютом, но ему пришлось отстреливаться от немцев, пытавшихся взять его живьем. Похоронили Сашку сельчане ночью за деревней, далеко от родительского дома. Ваня Подгоров погиб в партизанах. Ксению Казаченок и пионервожатую Анну Валявко после допросов и пыток гестаповцы затравили овчарками. 

Пионервожатую
Анну ВАЛЯВКО
затравили овчарками

В партизанах, на фронте и в подполье сражались их преподаватели белорусского языка Мальвина Коршун и Константин Борозна, математики Надежда Василевская и Павел Краснов, физики Евгений Василевский и Тимофей Коробов, учителя начальных классов Евдокия Коршун и Алесь Карабань, завуч Иван Клещенок, историк Станислав Лукашевич… Все прошли через эти жернова — и наставники, и дети. 

Помню, нам в детстве рассказывали, как нашу сельскую учительницу Залесскую Надежду Семеновну расстреляли с 12-летним сыном Володей. И ее старшего сына-партизана, и его беременную жену... И сейчас, когда бываю на кладбище деревни Кальники Смолевичского района, где похоронен мой дед, подхожу к захоронению двух неизвестных летчиков. Слышала еще в школьном возрасте: их самолет сбили у соседней деревни, а местные пожилые женщины рассказывали, что они хоронили совсем молоденьких парней. Несколько раз в году мы ходили за 6 километров на это кладбище, чтобы убрать опавшие сучья, вырвать траву. А 9 Мая из еловых веток плели венки и длинные гирлянды, перевязывая и украшая их бумажными цветами и лентами из красного кумача. Как гордились те, кому доверяли их нести на воинские захоронения!

Календарь очень быстро меняет свои листочки, мы уже отметили 75-ю годовщину Победы и ждем следующий праздник. 3 июля, в День Независимости, во время акции «Беларусь помнит» снова пойдут праздничные колонны с портретами героев минувшей войны. А рядом со своими потомками будет идти невидимый строй солдат-победителей, возможно, и тех учителей и учеников, которых уж нет...

chasovitina@sb.by

Фото из архива музея Ушачской школы.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter